Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Светская иконопись Кареля Фабрициуса

Автор Константин Белов  
Икона выполняет разные функции, но одна из главных - анагогическая. Греческая основа в этом слове означает "ведущий вверх".  Икона - не просто изображает свой предмет, она возводит к нему, перекидывает мостик между человеком, стоящим перед иконой, и тем, что на ней. Лучшая живопись также способна соединять человека с изображаемым, естественно, не так полно, как это делает икона и, прежде всего, в эмоциональной сфере. Но всё же  -  она преодолевает разрыв между зрителем и изображаемым; с помощью иконы мы приходим в горний мир, с помощью лучших полотен люди с картин приходят к нам, становясь частью нашего понимания окружающего нас мира. Об этом - работа нашего постоянного автора.

Что это школа Рембрандта – это несомненно: высочайшее мастерство (способность к созданию уникального художественного образа, – т.е. способность сочетанием красок, особенностями композиции, рисунка и самим предметом изображения побуждать зрителя погружаться в определенное настроение, побуждать его думать и чувствовать в очень и очень  определенном – заданном – направлении) и высокое содержание (т.е. “сердечная мысль”, – М. Пришвин, – о существе жизни человека вообще и о том, как это всеобщее человеческое проявилось – какими больше, какими меньше гранями проявилось – в той или иной отдельной личности).

Но только впечатление от “Щегла” Фабрициуса ещё даже сильнее, чем то бывает обычно от полотен Рембрандта.
Первоначально, когда неизбежно ты начинаешь сравнивать этих двух художников, только ощущаешь эту разницу. Но в чём именно она, эта разница, – про это понимаешь ты не сразу… Да, поразительной независимостью духа обладал Фабрициус! Вот оно перед тобой – доказательство тому,  налицо ведь оно! А ты смотришь на его полотна – и не веришь тому, что сам же там видишь! Не веришь потому, что никто – совсем никто! – из художников XVII века не смел так свободно мыслить/чувствовать, никто не смел так свободно писать своё – так свободно жить, как жил Фабрициус! (Е.И. Ротенберг причисляет его к ярчайшим представителям так называемой “внестилевой линии”).

Нет, я не хочу противопоставлять Фабрициуса Рембрандту. Они конгениальны. Они очень сродны друг другу по духу. Сродны по существу своему.

Но эта вот разница впечатлений от их полотен… – она просто ошеломляет тебя, она заставляет тебя думать и думать.

После Рембрандта остались десятки полотен.  Он был и продуктивен, и прожил довольно-таки долгую жизнь.
Карель Фабрициус же трагически погиб (при взрыве порохового склада), когда ему было всего лишь 32 года. Из написанного им уцелело только несколько полотен. Но – каких, каких полотен!

Так чем же отличен Фабрициус от своего учителя, от Рембрандта?

За немногими исключениями, полотна Рембрандта – это портреты людей: собственно портреты или же сюжетные композиции, где главное изображаемое – люди. Люди же, как говорили в древнем Риме, “всегда и везде люди”.
Рембрандт Портрет Яна Сикса

Рембрандт "Портрет Яна Сикса", 1654
Портрет Яна Сикса считается шедевром портретного искусства. Почему так считается? Мне думается, это потому, что в случае этого портрета  нам открывается замечательная глубина содержания, которое замечательно выразительно воплощено.

Яну Сиксу этот его портрет очень понравился. В своем дневнике он делает такую вот лирическую запись: “Такое лицо было у меня, Яна Сикса, который с детства поклонялся музам”.

Знаем мы эту психологическую особенность подавляющего большинства людей и все же не перестаем удивляться: как?! неужели человек совершенно не способен видеть себя со стороны, и видеть то есть себя таким, каков он есть на самом деле?!

ЧИТАТЬ СТАТЬЮ ПОЛНОСТЬЮ >>>
Tags: Живопись
Subscribe

  • Однодневный приступ постмодернизма

    Московские власти продолжают перековку доставшегося им населения на европейский манер. В преддверии Валентинова дня (так называемый «День…

  • Кремль пал

    Постмодернизм вторгся за стены Московского Кремля. В самом сердце России появилась постмодернистская скульптура. Как сообщает сайт Музеев…

  • Культуру – массам

    Автор: Михель Гофман «В будущем будет создана такая форма контроля над обществом, аналога которому не знает история.... бесчисленное…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments