Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Categories:

Грехи и пороки

Автор Леонид Костюков
 


Думаю, не будет преувеличением сказать, что нынешняя западная цивилизация отчетливо выстроена вокруг прав личности. История ХХ века преподнесла нам всем чрезвычайно внятные уроки, которые трудно усвоить иначе, нежели незыблемо уважать права личности. Остальное приложится.



При этом права личности – не совсем то же самое, что, например, гражданскиесвободы. Это не право избирать и быть избранным, точнее, не именно оно. Это не право на труд и вообще общественно-полезную деятельность. Эти права защищались и отстаивались значительно раньше и, так сказать, под другим соусом. Давайте обобщим: если в центр поставить не пресловутые права, а еще что-нибудь хорошее (скажем, общественное благо), то какие-то отдельные права и свободы личности станут исключительно важны, а другие – не очень. Специфика новейшего времени заключается как раз в обостренном внимании к маргинальным, бессмысленным с других точек зрения правам личности. Например, к праву плевать в потолок. Или скопить коллекцию образцов дорожной пыли всех 49 штатов. Если это не ущемляет прав других индивидуумов – почему бы нет?


При этом неизбежно должны пересматриваться традиционные моральные вопросы и категории, идущие из других центров.


Мы говорим о грехах и пороках, не углубляясь в вопросы веры или, тем более, в конфессиональные различия. Уходя корнями в религию, эти понятия давно от нее отслоились и отошли в повседневную культуру. Например, пьянство обличалось в качестве порока в атеистическом СССР, и ни к какому когнитивному диссонансу это не приводило. 


Между тем вопрос, почему грехи и пороки – это плохо, вовсе не праздный. Конечно, для христианина это понятно, более того,
это почти определение. Что плохо, то и грех. Но с точки зрения прав личности это неизбежно должно пересматриваться. Почему сформулированные в Ветхом Завете, а потом в христианстве заповеди, грехи и пороки значат в современном обществе то же самое, что и век назад, да и так ли это? При этом, конечно, западная культура не отрекается от религии, поэтому пересмотр ценностей идет явочным порядком, на поле массовой культуры, в основном – в новейшей литературе и особенно в кино. И здесь неожиданно становится важна грань между грехом и пороком.


Не убий, не укради, не прелюбодействуй и т. д. – речь идет о грехах. Гордость, зависть, лень, тщеславие – о пороках. Одноразовое – и повторяющееся, протяженное во времени. При этом, конечно, грехи – весомее. Убийство, например. Грехи часто подпадают под уголовное законодательство. Пороки – не деяния; на формальном уровне их не так легко выявить и наказать. Это именно нравственный кодекс.


Можно сказать, что серьезная мощь Голливуда направлена на обличение грехов. Это архетипический сюжет: человек однажды преступил грань. Изменил жене, утаил нечто важное, рассудил не по закону, а по понятиям... С одним Майклом Дугласом в главной роли вспоминается по меньшей мере два фильма. Само слово «грех» изначально означает «ошибка». Сюжетостроение – а именно этим сильно современное кинопроизводство – прекрасно заточено именно под то, чтобы не спеша исследовать последствия того или иного события или поступка. Мы заранее как бы не знаем, хорошо это или плохо –
согрешить. Но ошибиться-то плохо, потому что ошибка приводит к неверному результату. Здесь массовая культура толкует и поддерживает традиционную.


alchnost.jpg

Валерий Шишкин "Бес алчности", 1996


Теперь возьмем порок, ничтожный с точки зрения одноразового применения. То есть не воровство (украсть и один раз – преступление) и не серийное убийство. Лень, тщеславие, гордость. Один раз полениться или погордиться – и не грех вовсе. Ну, позавидовал, что с того? С классической точки зрения, пороки в себе надо истреблять, при этом стремясь к некоторому мыслимому совершенству. Понятно, что совершенный человек – хоть и не однозначно определенное понятие, но все-таки не так разнообразно в своей природе, как обычные люди. То есть наша множественность в сильной степени подпитывается мелкими пороками и их сочетаниями. И хорошо бы любить человека таким, каков он есть, не дожидаясь того, что он  усовершенствуется.

ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ ПОЛНОСТЬЮ >>>

Tags: Кризис ценностей, Человек
Subscribe

  • Чувство вины перед природой в эпоху Ренессанса

    Автор: Инга Томан Леон Баттиста Альберти в диалоге «Теодженио» дает человеку уничижительную характеристику, не менее страстную,…

  • Имена городов

    Автор: Андрей Дахин Современные дискурсы по проблеме именования и переименования городов, чаще всего, рассматривают «названия» в…

  • Свобода личности или свобода индивида?

    Автор Михель Гофман Постиндустриальное общество уничтожило понятие нищеты и предоставило множество свобод. Каждому предоставляется огромное…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments