Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Москва - лицо России (материализованный компонент национальной идеи)

Авторы М.Н. Гурари, Н.С. Лащенко  


Национальную идею как словесную объединительную формулу искусственно изобрести для живого общества нельзя. Она является результирующей уже существующего в развитии социума тренда. Сейчас такого генерального вектора в российском обществе нет – оно находится в состоянии идейного разброда. Дисперсное, атомизированное общество не способно объединительную идею ни  породить, ни воспринять, ни солидарно толковать на основе общего понимания ценностей.
Но есть не только словесное, но и визуальное выражение идеи. А поскольку в эпоху телевидения и интернета зрительные символы стали особо значимы, не лишне будет напомнить, что зримым образом национальной идеи России, признанным не только у нас, но и за рубежом, была и остается Москва. Возглавив борьбу за освобождение от татаро-монгольского ига в 14 веке и процесс собирания русских земель, Москва надолго стала ядром кристаллизации геополитического и социокультурного пространства, называемого Россией. За столетия сформировался узнаваемый и уникальный облик государственно-политического, духовного и культурного центра, символизирующего единство нашей многонациональной страны. Об этом говорят образы сложившихся московских ансамблей и города в целом.

Соломон Боим Большой Театр в Москве
Соломон Боим, "Большой Театр в Москве", 1960
Значимость столицы в мироощущении России ясно выражена в литературе. Москва - визуальный носитель, материализованный компонент общерусской идеи. Недаром говорят: «Кто не видел Москвы, тот не видел России». Отметим: Москву надо именно УВИДЕТЬ, т.е., зримо ощутить её архитектурное воплощение. Именно поэтому историко-архитектурное наследие Москвы имеет непреходящую ценность и не подлежит замене на «новоделы» и муляжи, именно поэтому ответственность за архитектурные эксперименты выносится на суд истории, а всякое существенное изменение облика Москвы имеет далеко идущие политические последствия.
ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ ПОЛНОСТЬЮ>>>
Tags: Архитектура, Россия, Символическая действительность
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments