Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Categories:

Ломоносов: "Ода, выбранная из Иова"

Автор: Попов Д.С.

Хорошо известно, что М.В. Ломоносов — это не только ученый с мировым именем, но и поэт и публицист; человек, который стал величайшим ученым своего времени, чьи открытия, без сомнения, актуальны и в условиях современности. Вместе с тем он был глубоко верующим человеком. Плодом усилия казенной антирелигиозной пропаганды в СССР явилось понимание М.В.Ломоносова как «философа-материалиста». К сожалению, подобное понимание присуще многим нашим современникам до настоящего времени . Ломоносов же, как пишет архиепископ Иоанн (Шаховской),  словно предчувствуя, что через два столетия про него будут писать, что он был "материалистом", слагает, например, такие строки в переложении псалма 26-го:

 

Услыши, Господи, мой глас,

Когда к тебе взываю,

И сохрани на всякий час:

К Тебе я прибегаю...

Меня в сей жизни не отдай

Душам людей безбожных,

Твоей десницей покрывай

От клеветаний ложных..

 

Замечательно свидетельствуют о его глубокой вере так же  его слова - «Правда (знание, природа – прим. авт.) и вера суть две сестры родные, дщери одного всевышнего Родителя,  и никогда не могут прийти в распрю между собою. Создатель дал роду человеческому две книги: в одной показал свое величество, в другой свою волю. Первая книга - видимый сей мир… Вторая – Священное Писание» .

В полной мере религиозное, православное сознание поэта было выражено им в его цикле «Од духовных», в центре которых – «Ода, выбранная из Иова, глава 38, 39, 40 и 41».

Вообще, поэтическое толкование книги Иова, одной из самых притягательных, трагических и философских книг Ветхого Завета начиналось в русской поэзии как раз этой ломоносовской одой. По словам  исследователя П.А. Катенина (1792-1853), это произведение было в XVIII «известно всем русским». А в XIX веке оно стала хрестоматийным.

Нельзя не сказать о том, что в прошлом «Ода, выбранная из Иова» неоднократно становилась предметом исследования многих литературоведов и критиков. В частности, широко известный советский литературовед М.Ю. Лотман оценивал это произведение Ломоносова как гимн эпохе Просвещения, а самого поэта как  материалиста, целиком и полностью ориентировавшегося на культуру Запада. Однако, хотелось бы  взглянуть на это произведение с другой точки зрения, исходящей из того, что Ломоносов был глубоко верующим  православным человеком.

Итак, этот доклад будет посвящен определению места «Оды, выбранной из Иова»  в творчестве Ломоносова, а так же попытке понять причину обращения автора к данному библейской сюжету.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что судьба Иова является одной из самых трудных для осмысления и понимания тем в библейском повествовании, и взгляд Ломоносова на судьбу этого библейского персонажа, попытка поэтического толкования этой книги Ветхого Завета в эпоху секуляризации и зарождающегося материализма, несомненно, заслуживает внимания.

Свое наименование эта  библейская книга получила от описываемого в ней страдальца, праведника Иова. В каноне книг Ветхого Завета она занимает место в ряду, так называемых «учительных книг». «Учительными» они называются потому, что в них содержится «учение благочестия». Их задача – объективные законы и постановления, данные Богом, сделать для человека достоянием его собственной мысли, чувства и воли, показать их согласие с человеческой природой. Они дают нам переживание и осмысление этих богооткровенных мыслей в повседневной жизни, а также ответ человеческого духа на голос Божий [.

Книга Иова, как пишет православный богослов о. Александр Мень,  построена как произведение двупланное . Она делится на прозаическую и поэтико-драматическую части. Прозой написаны пролог и эпилог. В прологе (Иов 1:1-2:13) повествуется о том, как сатана поставил под сомнение бескорыстность Иова-праведника и получил от Бога право испытать его. Лишившись всех своих богатств, потеряв детей, пораженный тяжким недугом, Иов не ропщет на Бога. Его терпение посрамляет сатану. Эпилог (Иов 42:7-17) рисует торжество мужественного страдальца. Господь вознаграждает его восстановлением богатства и рождением новых сыновей, и он умирает «в старости, насыщенный днями».




Картина русского художника Ильи Ефимовича Репина Иов и его друзья

Илья Репин, "Иов и его друзья", 1869

ЧИТАТЬ СТАТЬЮ ПОЛНОСТЬЮ>>>
Tags: Литература, Слово
Subscribe

  • Евгений Рачёв. Книжная иллюстрация

    До 19 декабря 2021 г. в музейно-выставочном комплексе Школы акварели Сергея Андрияки (Москва) проходит выставка книжной иллюстрации…

  • Сергей и Анна Шильниковы. Живопись

    С 29 ноября по 11 декабря 2021 года в выставочном зале Товарищества живописцев Московского союза художников (Москва, Тверская-Ямская, 20)…

  • Ответственный за красоту

    В Главном здании Музея современной истории России (Москва) до 19 декабря 2021 г. проходит выставка работ В.В. Колесникова "Ответственный за…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments