Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Мой приятель Джон Сильвер, или нужен ли пирату друг?

Автор: Елена Симонова

«Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем,
Значит, нужные книжки ты в детстве читал».

Владимир Высоцкий

Всем, кто когда-нибудь работал или жил с подростками, известно, что они отправляются в путешествие. Кто-то на Луну или на Марс, кто-то в неведомые страны, кто-то в соседний подъезд, где им не менее интересно. Большинство потом возвращается, через пару лет или побольше. Иногда путешествие оказывается опасным, иногда - с риском для жизни. И, может быть, нам, взрослым, вместо того, чтобы делать вид, что мы этих путешествий не замечаем, отвергаем, осуждаем, лучше к ним готовить наших детей?

Один из способов подготовиться к этому «путешествию» - чтение «нужных книг». Но как сделать так, чтобы ребенок книгой заинтересовался?  Что важно для подростка? Прежде всего – он сам, поиск своего «я».  Какой я? Вот таким я быть не хочу. А каким хочу? Каждый ищет свои ориентиры и авторитеты, иногда неосознанно. Когда-то была такая формулировка: «делать жизнь с кого?» Для современного поколения, наверное, ближе: «не делать жизнь ни с кого» или «делать жизнь не с кого».  И все-таки они ищут авторитеты и иногда… не находят. Или находят, но какие-то странные (на наш взгляд). А чему тут удивляться? Такие вокруг герои: сильный и ловкий Человек-Паук, который всех побеждает, очаровательные пираты, успешные бандиты, всемогущие властители-колдуны. Очарование зла! Трудно против него устоять, если ты хочешь быть сильным, успешным, независимым, а главное – ярким и непохожим на других.  «Гуляй, братва! Все можно! Все разрешается!»- весело восклицает один  персонаж, заманивая детей сладостями. И они радостно едят отравленные конфеты, забыв, что их дал Бармалей.

  Ведь если злодей некрасивый, глупый или просто противный, его легко отвергнуть, а если – красивый, умный или милый и смешной? Если он талантливый, наконец? Яркий, необычный, привлекательный? Тогда что? Если он набивается тебе в друзья и обещает исполнить твою мечту? Здесь и сейчас! Трудно отказаться, особенно, если не знаешь, во имя чего. Предложение дружбы – что в этом плохого, на первый взгляд? Но умеют ли дружить пираты? Есть вопросы, на которые надо вовремя себе ответить, чтобы двигаться по лестнице вверх, а не падать с нее, разбивая голову.

В пятом классе можно задать вопрос: кто такой Джон Сильвер и почему он называет Джима (а значит, и меня) своим приятелем? Спустя год, подумать, может ли офицер быть разбойником. Позднее вместе с Тамарой узнать, можно ли верить Демону. А там, глядишь, и Воланд симпатичным не покажется, и в свиту к нему не потянет…

Итак, «Остров сокровищ» Р.Л.Стивенсона. Повествование ведется от лица двенадцатилетнего мальчика Джима Хоккинса, и потому юному читателю легко представить себя на его месте. Но наше внимание будет сосредоточено не на внешних событиях, несомненно, захватывающих, а на внутренних открытиях, которые делает Джим в отношении людей, и в большей степени – в отношении человека, являющегося центром этой истории в силу своей харизматичности. Конечно, внутренний сюжет, движется вокруг этого персонажа, обладающего массой ярких черт. И именно его противоречивость привлекает внимание и Джима, и наше, читательское.

Предлагаю погрузиться в текст «Острова сокровищ».

Роберт Ингпен Иллюстрация к роману Р.Л. Стивенсона Остров сокровищ Джон Силвер 
Роберт Ингпен (р. 1936), иллюстрация к роману

Любое приключение (в том числе, и сама жизнь) начинается со встречи. И от того, с кем и при каких обстоятельствах происходит встреча,  во многом зависит, как пройдет само приключение. «Детям вечно досаден их возраст и быт», люди обыкновенные вряд ли привлекут их внимание (это уже потом,  позже Гоголь, Пушкин, Достоевский   дадут  на вооружение читателю свою поэтическую лупу и увлекут по следам «маленького человека»). А пока, если тебе не больше двенадцати, ты не можешь оторвать глаз от «высокого, сильного, грузного мужчины с просмоленной косичкой». Вот это руки! «Шершавые, в каких-то рубцах, ногти черные, поломанные,  а сабельный шрам на щеке – грязновато-белого цвета, со свинцовым оттенком». Голос, походка, песня… «Но страшнее всего были его рассказы» .

Читать материал полностью>>>

Tags: Литература, Психология, Человек
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments