Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Песня - фундаментальное явление культуры

Автор Орловский С.П.
 
Кому из нас не пели колыбельные песни? – Многим пели. Песни окружают нас своим мелодически-смысловым уютом. Когда нам хорошо, мы находим, что можно было бы что-то спеть в одиночку или вместе с друзьями. Песня поднимает бойцов в атаку и возносит молитву человека в торжественно высокие сферы мироздания.  Она для нас естественна и мы на неё не обращаем серьёзного внимания как, например, на воздух, которым дышим. Не воспринимаем её как фундаментальное явление жизни и культуры человека.

Статус «фундаментальное явление» присваивает наука, изучает его и находит ему объяснение и применение. Явление «фундаментально», когда процесс его сущностного понимания уводит исследователя практически в бескрайние глубины Мироздания. Процесс понимания здесь затрагивает целый ряд других явлений, превращая понимание в «волну понимания» огромного океана Знания. Можно предложить несколько признаков «фундаментальности» явления, а именно:

·  Направленная глубина. Результат должен вносить коренные изменения в уровень познания(научная картина мира). Порождает новое научное направление.

·  Универсальный размах ожидаемого результата. Изучаемое явление связано с объяснением целого ряда других явлений. Имеет с ними пространственно-временную общность.

·  Уровень «открытие». Новизна имеет коренной характер, существенно изменяя  бытовавшие до этого представления.

Интересно и неожиданно то, что, казалось бы, известное понятие «песня» проявляет свою сложную понятийную содержательность, если пытаться дать краткое определение этому понятию. Что есть песня? – Это «человеческая песня»! А вот дальше начинается превращение «простого» в «сложное» и далее – в «фундаментальное».

Картина современной российской художницы Анны Виноградовой Гусляр Анна Виноградова, "Гусляр", 2004

Кто скажет: «Да бросьте нагнетать туман?». Общеизвестно, что песня не есть самостоятельным явлением художественной культуры. Она есть соединение трех явлений: поэтический текст, музыкальная мелодия, исполнительская подача. Её никто не изучает как целое. Например, современная наука об «авторской песне», изучает песню только по частям, например: как филология, как языкознание, как музы-коведение.

Не изучает как целое? – И напрасно. Понятие «песня» именно здесь становиться так называемым «перевертышем» - хорошо знакомое вдруг поражает свои неожиданным преображением в малоизвестное.

ЧИТАТЬ СТАТЬЮ ПОЛНОСТЬЮ >>>

Tags: Искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments