Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Categories:

Десакрализация с помощью "сакрального искусства"

Адрес материала на сайте: http://culturolog.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=223&Itemid=20


О биеннале сакрального искусства, проходящей в итальянском городке Изола-дель-Гран-Сассо стало известно благодаря провокации, устроенной Франческо де Молфетта, который выставил статую Девы Марии в одеянии с лэйблом Louis Vuitton. Бренд Louis Vuitton является старейшим в мире высокой моды, более того – в нём видят воплощение идеи высокой моды как таковой. Статуя, изготовленная Франческо де Молфетта, в целом соответствует католическим канонам, однако на одеянии присутствуют золотые буквы LV. Автор уверяет, что он не собирался глумиться над святыней, ему хотелось лишь укорить общество «построенное на основе культа внешнего вида и поклонения брендам, олицетворяющим поиск эфемерного счастья».

Франческо де Молфетта Бэтмен

Бэтмен с выставки Новые идолы (New Idols), 2010

Предыдущей акций де Молфетта, вызвавшей широкий общественный резонанс, была выставка «Новые идолы», прошедшая в апреле этого года в миланской Don Gallery. В гротескной форме были представлены популярные персонажи и явления современной культуры.

 

Франческо де Молфетта критичен по отношению к современному миру. Он высмеивает его наиболее одиозные перекосы, и это ему удаётся. Но смех сам по себе – оружие страшной разрушительной силы. Контролировать его практически никому не удаётся. Смех вырывается на свободу, и очаг  поражения оказывается гораздо большим, чем хотелось бы тому, кому вздумалось посмеяться.

 

Действительно, попытаться «возвысить» Церковь с помощью лэйбла Дома Высокой Моды, это интересное решение. Ни Церковь, ни вера не нуждаются в возвышении, это чисто человеческое – желать статусных бирок. Лэйбл на фоне святыни обнажает собственную пустоту, а преклонение перед ним выглядит особенно глупым. Эффект достигнут.

 

Но автор использует для решения этой задачи сакральный символ. Изображение Девы Марии не может использоваться в «фоновом режиме». Сакральный символ всегда требует концентрации на самом себе. Именно он несёт нам основные смыслы. Дева Мария в одежде от Louis Vuitton выпадает из пространства сакральности. Этой статуе никогда не будут поклоняться, она становится лишь иллюстрацией, более того – иллюстрацией, не имеющей отношения к истинам веры и Писанию. А это значит, что религиозный символ полностью десакрализирован, и таким образом уподобен любому другому символу. Из духовной реальности мы попадаем в обычный культурный контекст. Не остаётся места ни для молитвы, ни для покаяния, мы лишь зрители, и нам надлежит только смеяться.

 

При этом смеёмся мы не отдельно над лэйблом. Наш смех обращён к фигуре в целом. У де Молфетта, хотел ли он того или не хотел, высмеяна сама Дева Мария. Смешно поклонение статуе в одеянии от кутюр, но исподволь нас приучают, что смешно поклонение вообще…


Tags: Знаки времени
Subscribe

  • Климатическая повестка как инструмент переустройства мира

    Андрей Карпов С научной точки зрения влияние антропогенного фактора на глобальное потепление — дискуссионный вопрос. Концепция,…

  • Прецедент Севастополя

    В период объявленных нерабочих дней Севастополь обрастёт блокпостами. В 5 пунктах (на железнодорожном вокзале, на автовокзале и на въезде…

  • Принуждение слабых

    В России потихоньку усиливается нажим по принуждению к вакцинации от коронавируса. Включилась в этот процесс и Москва. Мэр Москвы С.С. Собянин…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments