Председателю
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Нарышкину С. Е.
Россия,
103265, г. Москва,
ул. Охотный ряд, дом 1
http://www.duma.gov.ru/representative/addresses/leave/
Уважаемый Сергей Евгеньевич!
Правительством России в Государственную Думу Законодательного Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее - законопроект) Электронная регистрационная карта в Государственной Думе на законопроект № 121965-6 Субъект права законопроекта: Правительство Российской Федерации. Ответственный комитет: Комитет Государственной Думы по образованию.
Законопроект разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в области образования и будет являться основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования.
Пункт 3 статьи 104 законопроекта определяет финансовое обеспечение оказания государственных (муниципальных) услуг в сфере образования следующим образом: «Нормативные затраты оказания государственных услуг в сфере образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета устанавливаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации».
В данной редакции, указанная норма, нарушает статьи 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления и статьи 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей», так как ограничивает право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей в принятии решения о нормативных затратах оказания государственных услуг в сфере образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета установленных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Нормами Конституции РФ не предусмотрено ограничение права граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Указанную норму следует изложить в следующей редакции: «нормативные затраты оказания государственных услуг в сфере образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета устанавливаются в порядке, определенном Федеральным Законом по согласованию с гражданским обществом».
Статья 66 законопроекта, определяющая порядок взимания родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в образовательных организациях, нарушает статью 43 Конституции РФ, которой «Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях».
Указанную норму следует изложить в следующей редакции: «Нормативные затраты оказания государственных услуг за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в образовательных организациях осуществляется в пределах и за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета».
Во исполнение Указа Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», где «главной целью Национальной стратегии - определены основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права», исходя из этого дополнить статью 104 законопроекта пунктом 4 следующего содержания: «При определении нормативных затрат оказания государственных услуг в сфере образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета руководствоваться следующими принципами предусмотренными:
- Конституцией РФ в части статьи 43 «Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях»;
- «Конвенцией о правах ребенка» принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года:
- статьей 3 «в целях гарантии и содействия осуществлению прав, изложенных в настоящей Конвенции, государства-участники оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений»;
- статьей 18 «принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы дети, родители которых работают, имели право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми»;
- статьей 28 «признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей, через бесплатное образование»;
- «Декларацией прав ребенка» от 20.11.1959 года Принципа 7: «Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы, его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества»;
- «Всеобщей декларацией прав человека» Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года:
- статьей 25:«Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам»;
- статьей 26: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным, должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого».