Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Categories:

Языковые игры в парадигме "affirmo ergo est"


Автор Л. В. Щеглова

Воздействие ускоренного технического развития на жизнь людей трудно переоценить. Оно радикально меняет структуры повседневности, характер труда, образования  и самого мышления человека. Парадокс современной ситуации состоит в том, что техническое развитие возможно лишь на основе научного знания, лежащего в русле законодательного разума, присущего просветительской рациональности. Однако современная культура отказалась от услуг законодательного разума в пользу разума интерпретативного. В этом и состоит, вероятно, главная характеристика культуры постмодерна. Произошли глубокие изменения в стиле и методах интеллектуальной деятельности и в целом в способах описания и понимания мира.

Александра Еськова Разговор 
Александра Еськова, "Разговор", 2010

Панлингвизм, охвативший все сферы гуманитарного знания, сводящий все его методы исключительно к проблемам языка, описывает объекты любой природы и сложности с привлечением только языковых средств. «Весь мир предстаёт, как бесконечный, безграничный текст, а деятельность человека представляет собой различные языковые игры». Происшедшее в XX веке бурное развитие всех видов лингвистики, выдвижение её на первый план гуманитарного знания парадоксальным образом привело к исчезновению из него собственно человеческого содержания. В определённом смысле сегодня мы знаем о человеке не больше, а даже меньше, чем раньше.

Сами филологические науки, избавившись от политических идеологий, претерпели существенные изменения. Прежде всего, они захватили области ранее принадлежавшие философии. Сегодня именно филолог  объясняет как власти, так и массе «понятия», т.е. узуальное значение слов, которыми они хотят оперировать. Никаких особенных творческих усилий эта работа с «концептами» не требует, т.к. состоит в статистическом подсчёте распространённого, общеупотребимого и редуцированного, т.е. упрощённого смысла слов. При этом, конечно, можно выдать себя за шамана-ономатета, оперирующего самыми глубокими, почти сакральными, знаниями, либо за фокусника, объясняющего, что всё устроено очень просто и доступно.

Расширяя поле своего применения, филология впустила в себя большое количество философских и культурологических терминов и категорий, однако они потеряли в этом контексте свою объяснительную силу. С их помощью отлично продуцируются тексты для политики и рынка, но не исследования для науки. Так новые книги и статьи по литературоведению гораздо более свидетельствуют об остроумии их авторов, чем о свойствах исследуемого объекта. Таким образом, внешне научная работа сама становится новым литературным текстом. И если в XX веке литературовед ещё чувствовал грань между «хорошим» и «плохим» поэтом, то теперь, когда всё имеет одинаковую ценность, он становится просто соавтором изучаемого классика, дополняя его привнесением множества посторонних и случайных даже по отношению к нему самому смыслов.

Изменение всего корпуса гуманитарного знания выразилось и в девальвации философии. Её ценность стали усматривать всё в той же в сущности поэтико-филологической работе по введению новых слов. Каждый философ должен стать творцом собственного ключевого концепта. Так, например, рассуждает известный философ и культуролог М. Эпштейн, автор «Проективного философского словаря». Согласно Эпштейну, философ – изобретатель концептов. В силу этого он может стать проектантом в гуманитарных науках будущего. То есть предназначение философа – творческая помощь в создании субъективных, персональных миров, которые будут наиболее востребованы в грядущую эпоху развитой виртуальности. Таким ему видится место философа в гуманитарных технологиях будущего. К этому близко понимание сущности философии, высказанное Ж. Делёзом и Ф. Гваттари. Сутью философии, по их мнению, выступает расчленение образов вещей и явлений, до этого трактовавшихся концептуально целостными, а также изобретательство разнообразных образов и  смыслов вещей и явлений, ещё не ставших объектами для человека. Главное в философском творчестве, по мнению Делёза и Гваттари, нахождение понятийных средств, адекватно выражающих силовое многообразие и подвижность жизни.

ЧИТАТЬ СТАТЬЮ ПОЛНОСТЬЮ>>>

Tags: Культура, Язык
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments