Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Categories:

Холокост

Статья из Словаря символов и фетишей современной культуры

Автор:
Кирилл Дегтярев

Холокостом сейчас называют геноцид евреев нацистской Германией, и именно так, чаще всего, это слово толкуется в словарях.

Непонятно, чем этот геноцид отличается от любого другого, и почему для него нужно особое слово, а также - что оно вообще значит.

Буквально, в переводе с древнегреческого «холокост» (λοκαύστος) значит «всесожжение»: λο (оло, холо) – «все», «всё», «полностью», καύστος (каустос) – «сожжение», «сожжённый». 

Это из Библии и означает определённый вид жертвы, приносимой древними евреями Богу в ветхозаветные времена. «Библейский энциклопедический словарь» (1868) даёт следующее определение:

«Так называются те жертвы, при которых жертвенное животное, после того, как оно было заклано и его кровью окропили жертвенник, рассекалось и, за исключением снятой заранее шкуры, со всеми внутренностями сжигалось на жертвеннике».

Определённые жертвы приносились в определённые дни - это уже детали.
Почему по-гречески, тоже понятно - полный сборник книг Ветхого Завета («Септуагинта») появился впервые именно на этом языке, во II веке до н.э.

На тот момент евреи, многие из которых жили в рассеянии и подверглись сильной эллинизации, уже далеко не все знали родной язык, но все знали греческий - международный в Средиземноморье той эпохи, подобно английскому в мире или русскому на территории бывшего СССР в наше время. Так что дать евреям систематизированное изложение их вероучения было проще уже не на еврейском, а на греческом языке.  

В русском варианте Библии слово λοκαύστος  пишется как «всесожжение» и встречается многократно. Впервые – в самом начале (Книга Бытия, гл. 8), когда Ной после потопа приносит Богу благодарственную жертву:

«20 И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принёс во всесожжение на жертвеннике.

21 И обонял Господь приятное благоухание…» 

Картина Рембрандта Жертвоприношение Авраама 
Рембрандт, "Жертвоприношение Авраама", 1635

Когда же Бог требует от Авраама принести в жертву своего сына – Исаака (Книга Бытия, гл. 22), Он тоже говорит о всесожжении:

 

«2 [Бог] сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе».

 

Однако Бог, как мы знаем, отказался принимать человеческую жертву. Это было своего рода испытанием Авраама, и Исаак в итоге, по повелению Бога остался жив, вместо него в жертву был принесён агнец.

 

Далее по тексту Библии «всесожжение» упоминается много раз и всегда речь идёт о жертвоприношении животных.

 

Кто «предложил» называть геноцид евреев нацистами «холокостом» - трудно сказать, но предложение, в любом случае, несколько странно.


Почему массовое убийство людей изуверским режимом назвали так же, как принесение Богу в жертву баранов и других животных? Что это за «бог», и почему людей - жертв геноцида уподобили жертвенным барашкам?


Ну ладно, кто-то предложил, предложить-то можно всё, что угодно. Но этот «термин» в отношении геноцида евреев Гитлером был принят и стал общепризнанным, вот это тем более странно.

 

Но, возможно, самое страшное здесь то, что для этого термина у людей, его предложивших и обеспечивших его закрепление, были своеобразные «основания». Геноцид евреев имел свои «странности», одна из которых в том, что погибшие были, с циничной точки зрения, «второстепенными», не самыми важными людьми среди евреев.

 

Почти никто их «именитых» евреев не погиб. Об этом писал, например, историк Вадим Кожинов. По словам Вадима Валериановича, единственным известным из евреев, погибших в гетто и концлагерях, был педагог Януш Корчак. При этом, он пошёл на смерть добровольно, отказавшись бросить своих воспитанников – детей. А возможность уехать и избежать страшной участи у него была.

 

Другое подтверждение этому можно найти у психолога Виктора Франкла, в работе «Воля к смыслу». Виктор Франкл – еврей, прошедший концлагеря, и «Воля к смыслу» - его главная работа, написанная на основе именно этого страшного опыта.  Франкл видел, как в лагерях ломают людей, превращая их в скот, и понял, что помогает не сломаться тем, кому это удаётся. Основной, очень ценный вывод его работы – в том, что человек остаётся человеком, если он видит или находит в своей жизни какой-то высший смысл.

 

Так вот, решение Франкла остаться на территории Третьего Рейха тоже было добровольным, он пишет об этом во вступительной части своей работы. Дело в том, что у него уже был вызов в США, и он мог спокойно выехать. Но такой возможности не было у его родителей, а оставить их он не смог, совесть не позволила.

 

Почему Франклу возможность уехать предоставили, а членам его семьи – нет, он не пишет. И, к сожалению, приходится додумывать, опираясь, в том числе, на информацию Кожинова. К тому моменту Франкл уже был известным или, как минимум, многообещающим учёным, а кому были интересны его старики – родители?

ЧИТАТЬ СТАТЬЮ ПОЛНОСТЬЮ>>>

Tags: История, Культурные символы эпохи, Символическая действительность
Subscribe

  • Ловушка системы

    ДВЕ СТРАННОСТИ Начнем с двух странностей. Странность первая. Испытание любой вакцины состоит, в частности, в том, что отслеживается…

  • Какой момент истории мы сейчас переживаем?

    Наверное, сегодня каждый чувствует, что жизнь прервала своё ординарное течение. Происходит нечто, выходящее за рамки былого исторического…

  • Во главу угла, или Камень преткновения

    Автор Ольга Казанцева Произнося эти фразы, понимаем ли мы, что речь идёт о Христе? Вся история человечества делится до и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment