Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Круглый стол в Архангельске: Нужна ли нам культурная революция?

РЕЗОЛЮЦИЯ

круглого стола: «Нужна ли нам культурная революция? Социальные последствия проекта федерального закона «О культуре в Российской Федерации»

 

г. Архангельск 16 марта 2012 г.

 

Участники Круглого стола, обсудив проект федерального закона № 617570-5 «О культуре в Российской Федерации», отмечают, что ряд положений законопроекта может привести к негативным социально- политическим последствиям.

Среди культурных ценностей, защищаемых государством, числятся также «нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения». При этом закон не предусматривает никакой содержательной, качественной оценки этих идеалов и норм.

Статья 9 законопроекта устанавливает: «Каждый человек и каждое этническое, социально-демографическое и иное культурное сообщество имеют право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности». Таким образом, безнравственность узаконивается и становится лишь одной из разновидностей нравственного поведения, имеющей свою культурную ценность.

При этом статья 22 законопроекта устанавливает приоритет прав и свобод человека в сфере культуры по отношению к правам в этой сфере государства, муниципальных образований, общественных объединений, религиозных объединений, профессиональных союзов и иных организаций, а также этнических общностей. Широта формулировки нивелирует понятие общественной морали и нравственности.

Законопроект полностью исключает из сферы культуры духовные ценности, которые составляют основу как православного вероучения, так и иных традиционных конфессий, и ставит под сомнение возможность публичных призывов о соблюдении духовно-нравственных норм.

Следует заметить, что законопроект обещает государственную защиту подобных, самостоятельно определяемых ценностей не только гражданам, но и культурным сообществам. Под культурным сообществом, как это определяет статья 2 (п. 3) законопроекта, понимается «форма культурного самоопределения, представляющая собой свободное объединение граждан, относящих себя к определенной культуре (носителей культуры), разделяющих общие ценности, традиции, верования, на основе их добровольной самоорганизации в любых формах в целях совместного участия в культурной жизни в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Согласно законопроекту культурное сообщество не обязано иметь никаких внешних формальных признаков, достаточно лишь желания участников считать себя членами сообщества. Подобный либеральный подход приведёт к тому, что закон может быть использован для защиты самобытности любых деструктивных групп и течений, в том числе маргинальных молодежных субкультур, таких как чайлд-фри (бездетность), движение за суициды, сатанистские культы и тоталитарные секты и т.п.

Обычаи, формы представления и выражения таких культурных сообществ, а в некоторых случаях отдельных лиц, признаются нематериальным культурным наследием независимо от их качественного содержания.

Статья 31 законопроекта гарантирует сохранение и поощрение культурного разнообразия (на основе гарантии свободы выражения мнений, плюрализма средств информации и коммуникации, языкового разнообразия, равного доступа к возможностям для художественного творчества, к знаниям, в том числе с использованием цифровых технологий, и обеспечения физическим лицам, этническим и иным культурным сообществам Российской Федерации доступа к средствам выражения и распространения идей). Это развяжет руки деятелей искусства, зарабатывающих себе славу на аморальных, безнравственных и кощунственных произведениях, сделает совершенно неуязвимыми средства массовой информации, пропагандирующие насилие, жестокость, безнравственность, аморальный образ жизни и т.д.

Данный законопроект подрывает базовые культурные ценности нашего общества, делает его безнравственным и лишает духовной основы.

Данный законопроект не соответствует смыслу Конституции РФ, согласно которой защита нравственности является государственно - значимой категорией, сопоставимой с обеспечением обороны страны и безопасности государства, защитой основ конституционного строя, здоровья, прав и интересов граждан, ради обеспечения которых допускается ограничение общепринятых прав и свобод.

Последствиями принятия законопроекта станут рост преступности, наркотизация, алкоголизация населения, рост заболеваний, связанных с асоциальным образом жизни, маргинализация населения, снижение общего уровня духовности и культуры.

Возникает также вопрос, среди каких моральных принципов в случае принятия нового закона будут воспитываться наши дети.

На основании изложенного участники круглого стола рекомендуют:

  • Изменить концепцию проекта федерального закона «О культуре в Российской Федерации». Устранить многообразие культурных форм независимо от их содержания, их поддержку и защиту государством наравне с традиционными культурными ценностями. Установить верховенство базисных ценностей, принятых на XV Всемирном Русском Народном Соборе в мае 2011 года и признанных всеми политическими партиями, представленными в Государственной Думе.
  • Включить традиционные духовные ценности в качестве наиважнейшей составляющей понятия культурного наследия Российской Федерации, как это предусмотрено в действующем законодательстве.
  • Исключить из законопроекта положения, предусматривающие свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, заменив его конституционным понятием свободы творчества.
  • В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации включить в текст законопроекта нормы, направленные на защиту общественной нравственности.

Tags: Война с прометеями, Законодательство, Культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment