Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Безнадежная любовь власти к современному искусству

11 марта состоялась встреча министра культуры РФ Александра Авдеева с Владимиром Путиным.

Одна из новостей с этой встречи: в Москве будет открыт новый музей современного искусства. Постановление правительства об учреждении музея уже подписано. Деньги выделены. Проект разработан (как сказал Авдеев - проект "огромного" здания). Министр культуры считает, что без большого музея современного искусства не может быть великой  страны. Путин этого не оспаривает.

Новый музей презентуется как "подарок нашей общественности".  Увы, "нашей" следует читать как "прогрессивной", либеральной и, в конечном счете, - их общественности. Подачка либеральным кругам после выборов.

Искусство, с точки зрения власти,  - хорошая сфера для размена. Это же не политика! Тут можно потрафить прометеевскому сознанию. Это становится уже устойчивой системой. Власть не видит, наколько опасной может быть сфера культуры. Прямой политический протест ей представляется более опасным, нежели перфомансы и инсталляции. Или эта игра на публику? Мол, политическая программа оранжистов для нас неприемлема - это заявляется во всеуслышание. И тут же - деструкция традиционного общества получает новую опорную точку в виде этого музея.

Ведь что такое музей современного искусства? Это - пространство культурного разложения. Человек государственного мышления не может радоваться, открывая в столице ещё одну помойку.

Конечно, и с помощью современных средств выражения возможно создание достойных произведений. Современное искусство тоже может быть действительно интересным и эстетически значимым. Но музеи современного искусства выполняют вполне определенную функцию. Они изымают эстетические эксперименты из традиционного культурного пространства.

В результате, с одной стороны, происходит противопоставление транидицонного и нового искусства: современное искусство превращается в инструмент отрицания, культурные связи с эстетической традицией прошлого теряются.

С другой стороны, с помощью отдельной локализации современное искусство избавляется от необходимости конкурировать со "старым" искусством. Никто не будет сравнивать эстетический уровень, осмысленность и выразительность классики и модернистских поделок.

Поэтому музеи современного искусства абсорбируют не только действительно лучшее сегодняшнего дня, но и всё наиболее заметное - яркое, провокационное, эпатажное. Современное искусство быстро набирает штучное количество, сопоставимое с историческим наследием человечества в сфере традиционного искусства. Средний человек получает сегодня практически одинаковое количество эстетических сообщений от современного и классического искусства. В итоге, у него нарушается эстетическое восприятие мира. Традиционное же сознание в качестве одного из своих базовых элементов подразумевает классическую эстетику. Потеряв это основание, традиционное сознание становится уязвимо. Новая эстетика, включающая на равных правах эстетику безобразного, способствует быстрой смене культурных приоритетов и даже ценностей. Культурная и историческая идентичность нашего народа утрачивается.

Поэтому государство, поддерживая современное искусство, способствует дальнейшей культурной деградации России, а в конечном счёте - всестороннему упадку российской государственности. Зачем позволять змее жалить себя? Чт это - слепота или преступление?
Tags: Искусство, Кризис ценностей, Культура, Культурные символы эпохи, Россия, Сценарии нашей жизни
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments