Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Самоидентификация или борьба самосознаний?

Автор Елена Романенко  

Впервые роль сознания в ходе исторических изменений была обоснована и преднамеренно использована К. Марксом в его идеологической программе. Разрушительная энергия отрицательного всеобщего сознания - идеи, которая становится материальной силой, овладевая массой, была нужна ему для преобразования формы бытия. Но поскольку в Европе тогда даже рабочие приобрели способность единичной, личной самоидентификации, коммунистическая идея смогла утвердиться лишь в сознании народов с доминантой всеобщности в ее реальной форме - коллективности.

Скульптура Огюста Родена Мыслитель 
Огюст Роден, "Мыслитель", 1888

Европейское единичное самосознание выработало свою идеологическую систему либеральных ценностей, свою мораль, свою эстетику, свои образ и стиль жизни, наконец, свою форму социально-политической общности людей - демократию процедурно-правового согласования единичных предпочтений в гражданском обществе.

В России единичное самосознание литературно обозначил А.С. Пушкин, хотя бытовым способом его пытался ввести еще Петр I. И то, что не удалось сделать царю-реформатору, совершили российские гегельянцы и демократы XIX--го века, проявившие себя на поприще образования, литературы и публицистики. Поддержанное и развитое ими единичное самосознание было воспринято в России во всей полноте его философского обоснования. Белинский, Грановский, Герцен, Достоевский, Тургенев и многие, многие другие деятели российского просвещения и словесности на долгие годы сделались подлинными властителями дум образованных россиян. В результате мы имеем уникальное явление - русскую интеллигенцию, занимающуюся мыслительной деятельностью профессионально или по личной потребности.

Но это становление нашего единичного самосознания происходило лишь на почве информационного общения, что изменяло в первую очередь "мозги", а не условия жизни. Эта особая рефлективная мыслительная деятельность имела своим предметом внутреннее самоощущение человека, внутреннюю жизнедеятельность "Я" в отличие от европейского внешнего осознания индивидом себя в практическом мире. А наш практический мир оставался коллективным. Поэтому и сейчас единичное самосознание - отнюдь не единственная форма сознания на российском информационном поле. Борьба самосознаний в реальном времени живущих поколений, столкновение точек зрения, мнений и мировоззрений, конфликты людей, не желающих и не способных понять друг друга, уничтожающих друг друга за инакомыслие, - это еще один побудительный мотив для личных драм и социальных катаклизмов в новейшей российской истории. Так потерпела крах попытка навязать стране всеобщность коммунистической идеологии. А в наши дни наталкивается на сопротивление стремление либеральных реформаторов создать в России информационную среду, адекватную европейской культурной традиции.

ЧИТАТЬ СТАТЬЮ ПОЛНОСТЬЮ >>>

Tags: Социум
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment