Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Categories:

Пиксель в пространстве городской архитектуры

Автор Николаева Е.В.   

Стремительно прорастая в поле современной культуры, цифровая форма все в большей мере составляет не план выражения, а план содержания. Во многих художественных системах культуры происходит реверсивный процесс семиозиса, где референтом, в конечном итоге, является сама цифровая форма. Для архитектуры как культурного феномена речь уже идет не только о тотальной оцифровке существующих архитектурных объектов или компьютерной репрезентации проектов художественного освоения городского пространства, но о принципиально самодостаточных «стилистических фигурах» цифрового характера в архитектурных «текстах». Уже нередко можно наблюдать, как физическая вещественность и стилистическая архитекстуальность (принадлежность к родовой категории, т.е. к архитектуре) становятся лишь способом материализации цифровой формы на языке архитектуры.

Одной из таких «стилистических фигур» цифрового «текста» архитектуры является пиксель. Термин «пиксел» в компьютерной графике означает наименьший элемент изображения, характеризующийся пятью цифровыми параметрами: координатами по горизонтали и вертикали, и яркостью красного, синего и зеленого цветов. В этом значении каждый пиксел представляет собой крошечную точку среди миллионов других точек, составляющих цифровое изображение. Пиксел становится видимым лишь при значительном увеличении формата отображения, которое проявляет зернистую структуру изображения, превращая точку в однотонный квадрат. Однако, именно эта его гипертрофированная и дефектная «репродукция» приобретает особую значимость в современной цифровой культуре. Более того, нельзя не согласиться с футурологом и аналитиком Э.Золли (Andrew Zolli), который  так оценил пиксельную культуру: «Примитивные принстонские пиксели ... отметили начало радикальной трансформации в том, как мы представляем и видим мир. С тех пор мы научились формировать пиксели, чтобы отражать «реальный» мир, равно как и вновь собирать этот мир из стандартных частей, очень похожих на те фосфоресцентные точки. Они стали одновременно и зеркалом, и линзами, отражающими и формирующими реальность. Результат - мир, соответствующий тому типу достоверности, которую передают пиксели. (перевод - Е.Н.)».

Из разноцветных квадратиков собираются не только картинки старых 8-битных компьютерных и современных мобильных видеоигр, но и образы цифровой живописи, созданные с помощью растрового графического программного обеспечения, с нарочитым редактированием изображений на уровне пикселя. Специфическая «клетчатая» фактура пиксельного «теста» становится основой «цифрового импрессионизма», в котором «сама технологическая подоплека искусства становится эстетическим посланием». Важна динамическая составляющая пикселя: пикселизация как маркирование запретного или состояния демонстративного рассыпания материальных и смысловых целостностей на лишенные собственного содержания пиксели и их последующая рекомбинация в иных последовательностях и с другими смыслами.

В этой ипостаси «пиксел» фонетически трансформируется в «пиксель» и становится минимальным элементом цифровой живописи и сущностной характеристикой пиксель-арта. Образы, созданные в технике пиксель-арта, отличаются яркой, но ограниченной (стандартно не более 16 цветов) палитрой и отсутствием «сглаживания», т.е. акцентированной «ступенчатостью» контура и внутренних границ.  «Хаокосмос» пиксельной мозаики выступает отныне в качестве визитной карточки любой цифровой формы - от веб-архитектуры до архитектуры высотного здания, т.е. в качестве наглядной визуализации всей цифровой парадигмы культуры и искусства. Пиксель идеально подходит для репрезентации культуры, которая состоит из универсальных элементарных блоков, комбинируемых и рекомбинируемых элементарных смыслов, и которая исчерпывающим образом описывается набором цифр в двоичном коде как цифровая схема всего. А.Моль называет «эту культуру "мозаичной", потому что она представляется по сути своей случайной, сложенной из множества соприкасающихся, но не образующих конструкций фрагментов, где нет точек отсчета, нет ни одного подлинно общего понятия, но зато много понятий, обладающих большой весомостью (опорные идеи, ключевые слова и т.п.)».

В качестве культурного концепта пиксель весьма схож с «семантемой» (Ф. де Соссюр) особого рода, одним из двух типов вербализованных элементов культуры, который «обладает почти геометрической строгостью ... и напоминает кубик или столбик из детского строительного набора». Семантемы такого типа могут группироваться только в определенные, ограниченные, строго заданные  и узкие комбинации. Однако, в отличие от них, пиксели не обязаны комбинироваться в гармоничный, симметричный или другой геометрически/семиотически осмысленный текст; суть пиксельного сообщения в самой бессвязности, бессистемности, случайности присутствия унифицированных единиц. Этим же пиксельный «текст» отличается и от мозаики, которая с точки зрения законченного произведения образует упорядоченную систему образности.

Скорее, пиксель обретает статус «мифемы» как элемента коллективной легенды цифрового сообщества, и его проявление  во внемифологическом культурном пространстве (в т.ч. дизайне и архитектуре) указывает на принадлежность формируемой им реальности к этой «n-битной» цивилизации.

Пиксель как стилистическая фигура проникает в технику граффити, перекодируя грубую блочную фактуру стенной кирпичной кладки или каменной брусчатки в тонкие структуры пиксель-арта. Именно так на стенах колледжа в Нью-Джерси появились классические картинки из Нинтендо. А на мостовой баварского городка 8332 плиты, окрашенные в 39 цветов, сложились в пикселизованную копию картины Василия Кандинского «Вальхайм Мариенплац» (проект архитектора Флориана Лехнера (Florian Lechner), 2008г.). Картина на брусчатке, кстати, как и положено пиксельной сущности, затем распалась на «пиксели», т.е. была разобрана и продана на аукционе «попиксельно».

пиксельная скульптура «Flowing Pixels» возле здания кампуса Нью-Йоркского университета «Flowing Pixels» 

витражи на окнах Кельнского собора, созданные известным немецким художником Герхардом Рихтером в 2007 г. 
 
Новые витражи Кёльнского собора

источник

 Пикселизация «реальной» реальности зашла уже достаточно далеко, чтобы в повседневном городском пространстве могла возникнуть инсталляция, соединившая трехмерные объемы реального (водокачка) и двухмерные проекции виртуального (плоские «пиксели» вытекающей из нее «воды») (пиксельная скульптура «Flowing Pixels» возле здания кампуса Нью-Йоркского университета) . Пиксель как культурный концепт может декларироваться и в масштабе целого города - например, в рамках архитектурного проекта Линца - культурной столицы Европы, по всему городу  были переоборудованы в гостиничные номера интересные, но неиспользуемые помещения (старые галереи, корабли в гавани,  производственные цеха и пр.): все части/«пиксели» города репрезентировали свой элементарный элемент отображения единой истории города.

Степень экспансии пиксельной культуры наглядно иллюстрирует тот факт, что витражи на окнах Кельнского собора, созданные известным немецким художником Герхардом Рихтером в 2007 г., представляют собой абстрактные композиции из 11200 квадратных фрагментов-пикселей. Пиксельная «мифема» заменила религиозный изобразительный канон, предложив первозданный неупорядоченный хаос вместо строгой гармонии конечного смысла, и распространила тем самым свою программу генерирования значений на территорию сакрального.



ЧИТАТЬ СТАТЬЮ ПОЛНОСТЬЮ>>>

Tags: Архитектура, Культурные символы эпохи
Subscribe

  • Исаак Левитан и его современники

    До 14 ноября 2021 г. в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А. Коваленко проходит выставка из фондов Русского музея…

  • Увидеть Вермеера

    Автор: Дарья Дмитриева В городе Дельфт рядом с центральным собором, где похоронен Вильгельм Оранский, и чья статуя украшает слишком большую…

  • Последнее достижение современного искусства

    Датский художник-концептуалист Йенс Хаанинг (Jens Haaning) довёл идею современного искусства если не до конца, то явно до некоего семантического…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments