Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Холодный взгляд на Доктрину Ивана Охлобыстина

10 сентября 2011 года Иван Охлобыстин презентовал свою Доктрину 77. На неё до сих пор ссылаются и ещё временами обсуждают. Но уже очевидно, что никакого идеологического и организационного прорыва не случилось. След практически остыл и его можно осмотреть холодным взглядом. Хочется верить, что критическая способность патриотического лагеря восстановилась, и теперь опасность охлобыстинского захода будет более очевидной.

В то же время, о Доктрине Охлобыстина нельзя просто забыть. Это - прекрасный урок и наглядное пособие по выворачиванию наизнанку чаяний русского православного человека.

Итак, собственно анализ.

Текст Доктрины написан и озвучен, без сомнения, с благой целью. Есть некое общее ощущение войны, стояния перед бездной. И, естественно, хочется внятной реакции на это. А поскольку общество внятной реакции не даёт, то нельзя к чему-то присоединиться. Приходится действовать самому. Быть застрельщиком. Охлобыстин позиционирует себя именно как застрельщика. Даже - не вождя, провокатора. Цель Доктрины 77 - обрушить лавину, вызвать реакцию. Так ставил задачу сам Охлобыстин.
 
Эта благая цель (стать "колоколом") укладывается в естественный и легко понимаемый, а во многом и воспринимаемый контекст.
 
Будущее и сила нации - дети. Должна быть общая мечта (на другом языке это называлось "национальной идеей"). Эта меча формулируется как империя ("Империум" - мировосприятие имперского человека). Впрочем империя не вызывает отторжения, у многих, наоборот, идея общегосударственного служения может найти поддержку.
 
Но дальше встаёт вопрос, чем наполнить это служение. Какова должна быть природа империи? Охлобыстин мельком говорит о духовно-нравственных ценностях, но акцент делает на другом. И это понятно: общество таково, что само нравственное обновление уже не может привести к социальной мобилизации. Все соглашаются, что нравственность нужна, но  мало кого это убеждение способно мотивировать на сильные и решительные поступки.
 
И Охлобыстин обращается к другой, самой простой мобилизационной идее - идее войны. Он утверждает, что русские не живут для себя. Это приемлемо. Но другой его тезис "мы созданы для войны". С кем? Благодаря его историческим экскурсам, создаётся впечатление, что не очень важно - с кем. Важен сам факт. На самом деле это - историческая ложь. Русский человек не любит воевать, он всегда уклонялся от войны до последнего. И только, когда осознавал, что  уклоняться дальше означает погибнуть, воевал, но воевал, правда, хорошо: не щадя живота своего.То есть, сила русского народа - не в тактике, не в вооружении, а в жертвенности. Но Охлобыстин об этом проговаривает лишь вскользь.
 
Главная причина, по которой нации скармливается идея войны - изначально принятая идея провокации. Охлобыстин последователен. Он - в маске интригана. Он говорит, но не просто, что наболело. А с целью - заинтересовать. Пробудить. Завести. Отсюда - начало речи: щедро данное аудитории "право быть учителями". Позднее Охлобыстин признаётся, что играл на тщеславии. И в результате получается нечто, противоречащее русской духовной традиции, Православию, да и вообще духовной матрице русского народа.
 
Рисуется следующая схема. Лучшие люди русского народа становятся учителями. Они объясняют и ведут за собой. На войну. Против духовно загнившего Запада - это проговаривается, но следует понимать, что и против Востока тоже. Фактически - война со всеми, за благую идею (видимо, "духовность"). Задача - цитата из Охлобыстина - помочь человеку вернуть утраченные мечты и продолжить свое эволюционное развитие. Предполагается, что эволюционное развитие есть. Что человека ждёт совершенство. И не в ином мире, а здесь, в истории. Логика Империума, говорит Охлобыстин, - логика строителей идеального общества. Русский народ призван не только воевать, но и победить. А потом - исчезнуть, так как не может жить в мире. Это - очень гордая позиция. Она привлекательна. Но это - если и не прямой путь к антихристу, то уж во всяком случае, совершенно - не христианство.
 
Гордость идёт рядом с жестокостью. Вот ещё формулировочка: "Людьми можно считать всех, кто не желает нам зла".  Совершенно фашистский тезис. На этом фоне последние слова Охлобыстина о любви выглядят довольно жалко. Нет любви в его тексте. Хотя мобилизация возможна и на любви, но замес на гордости проще, с ним легче управляться. Гордых легче использовать в массовом порядке.
 
Резюме: благое намерение, но совершенно негодные методы. Приемлемая идея, но раскрытие превращает её в свой антипод.

Действительно, Россия как страна, сохраняющая альтернативную ментальность, другого, некоммерческого человека, представляет собой угрозу для современной цивилизации. Поэтому нас будут стараться преобразовать, а если сопротивление усилится, то и раздавить. Получается, что Россиия действительно исторически обоснованно вынуждена возглавить духовное сопротивление наступающему сатанизму (об этом - смотри Прометеевский ПРОЕКТ). Но - не с целью создания идеального общества (оно невозможно). А с целью - сохранить то немногое человеческое, что ещё в нас осталось (образ Божий, уничтожением которого и занят наступающее прометейство. Это - нравственная обязанность, и именно этот императив заставляет нас реагировать, в частности, слушать и господина Охлобыстина. А вовсе не ожидание успеха в борьбе и победы. Никакой эволюции в реальности нет. Есть задача удержаться от деградации, минимизировать её последствия. И пока понимание этого не станет очевидным и не превратится в мобилизующий фактор, русский народ так и останется болотом и спящей силой. Поэтому провокация Охлобыстина  оказалось ударом в молоко, холостым выстрелом.
 
Но идеи Охлобыстина опасны, так как они поворачивают мозги в неверном направлении. Увлекшись желанием учительствовать, легко потерять нравственные ориентиры. В речи Охлобыстина есть чёткий маркер. Он сказал, что будит народ "ценой спасения собственной души". Это - ложная героика и знак того, что сознание автора замутнено. Ценой спасения души нельзя н достичь ничего благого.


(Для анализа использовался текст Доктрины на портале Православие и мир)
Tags: Война с прометеями, Манипуляции, Россия
Subscribe

  • Идея принуждения к вакцинации

    Вакцинация стала вызовом концепции личной свободы, которая до последнего считалась неотъемлемой частью демократического устройства общества.…

  • Почему мы так любим обсуждать и осуждать власти?

    Автор: Андрей Карпов 1. ЧЕЛОВЕК ВО ВЛАСТИ ВСЕГДА НА ВИДУ. Мы допускаем, что могут быть кукловоды, дёргающие за ниточки, сами же при этом…

  • Технология общения

    Автор: Михель Гофман В обществе, где в отношениях людей главным является экономический интерес, отношение к другим как личностям подменяет…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments