История творится сегодня. То, что мы потом читаем в учебниках, складывается из обстоятельств жизни. Иногда эти обстоятельства – лишь следствие того, что уже случилось. А иногда будущее замирает, и всё зависит от того, что случится сейчас. Можно сказать, что исторический процесс в такой момент оказывается в точке бифуркации, то есть в некотором критическом состоянии, выход из которого приведёт к новому, качественно другому равновесию, например, к новому раскладу политических сил.
|
И сегодня на карте Европы есть такая точка. Это – Венгрия. Являясь частью Европейского сообщества, Венгрия решила идти своим путём. Выражением этого особого пути стала новая Конституция страны, принятая весной 2011 года и вступившая в силу с 1 января 2012. Изменив свой Основной закон, венгры вынуждены вносить поправки и в остальной корпус законодательства. В результате политические декларации становятся жизненными реалиями. А поскольку они не согласуются с основными тенденциями европейской политической жизни, Евросоюз всё жёстче призывает Венгрию к ответу.
В публичной дискуссии камнем преткновения является вопрос о контроле над центральным банком страны. В соответствии с новым законодательством два заместителя управляющего Национального банка Венгрии теперь назначаются по рекомендации правительства. Фактически, это означает, что государство берёт под контроль центробанк, который имеет статус акционерного общества и до этого управлялся независимо от государственной власти.
В экономический области – это не первый шаг по защите национальных интересов, сделанный правительством Виктора Орбана. До этого были национализированы активы негосударственных пенсионных фондов, обложены чрезвычайными налогами банки и страховщики, которые в своём большинстве являются транснациональными структурами.
В отместку Венгрии указывают на превышение дозволенного уровня бюджетного дефицита, грозят санкциями, а Международный валютный фонд тормозит предоставление кредита. Стране выламывают руки.
Но истинный центр напряжения лежит не в экономике. Новая конституция Венгрии во многом основана на христианских ценностях. Декларируется, что человек имеет право на жизнь с момента зачатия, а это делает аборт незаконной операцией. Брак описывается как союз мужчины и женщины, что наносит удар по столь любимому в Европе движению гомосексуалистов.
Евросоюз готовится объявить конституцию Венгрии несоответствующей европейским принципам. Европейские, а вслед за ними и многие российские СМИ уже вовсю работают над созданием негативного образа нынешнего премьера. Его обвиняют в ксенофобии, сравнивают с Лукашенко и Чавесом. В самой Венгрии были организованы достаточно массовые демонстрации против новой конституции. СМИ сообщают о 30 тысячах участников.
Новую конституцию поддержала Католическая церковь.
Устоит ли Венгрия? Очевидно, что давление будет только возрастать. В конце концов, Венгрии придётся сделать выбор: идти ли ей в ногу с Европейским сообществом по пути к дальнейшему отказу от национальной независимости и христианских ценностей, или решиться на окончательный разрыв. И от этого выбора будет зависеть последующая канва европейской, а то и мировой истории.