Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Социал-дарвинизм. Новая волна

Всё чаще начинают звучать старые наигрыши социал-дарвинизма. У них есть активный ретранслятор в нашем Интернете, г-н olegmakarenko.ru

Вот он высказался в ноябре (заметьте, за пределами блогосферы)
http://www.vz.ru/opinions/2011/11/15/538830.html

а вот в декабре:
http://fritzmorgen.livejournal.com/452641.html

Смысл один: богатство и бедность всегда заслужены. Первое - тем, что человек делает, вторая - тем, что человек бездействует, ленится, ну и т.д.

Народная мудрость, что бедность - не порок, мозолит глаз. Привлекаются результаты социологических исследований, которые должны доказать, что бедные сами виноваты в своей бедности, и не заслуживают ни жалости, ни снисхождения.

Этот снобизм тех, кто наверху, прекрасно показал Гарри Гаррисон в своём романе Мир Родины / Homeworld.

Сам социал-дарвинистский подход характерен следующим:
1. Предполагается что богатство - это благо, а благо - богатство. Это сугубо протестантская точка зрения (См. Вебера "Протестантская этика и дух капитализма). Данный тезис показывает ограниченность мира своих носителей. Духовный мир, м.б. и существует, но занимает явно сервисное положение. Центр тяжести - мир материальный. Значимо только то, что происходит в материальном мире. Подобная точка зрения и создаёт нынешнее общество. Это и есть - дух времени.

2. Носители социал-дарвинизма не понимают, что богатый в современной экономике не производит богатства. Это зажиточный крестьянин в аграрной экономике  реально богател, затратив дополнительные усилия. Для этого нужно натуральное хозяйство с рынком излишков. Сегодня богатый пожинает плоды перераспределения богатства, созданного чужим трудом. Его труд - а он может трудиться и 20 часов в сутки - это труд по перераспределению произведённого другими.

Бедный может быть трудолюбив и работать по 20 часов в сутки, но его труд не приносит ему богатства, потому что он трудится не в области перераспределения, а в области производства.

3. Разговоры о том, что бедность - это синоним вины означают, что богатые чувствуют конкуренцию. Когда богатым быть легко, а стать просто, то всё хорошо, и бедность не мешает: её меньше, её не видно... А когда такая ситуация? Когда благ достаточно, и есть что перераспределять. Как только перераспределение начинает буксовать, богатые понимают, что социальные лифты не работают, поляна сужается, бедных становится больше,
бедность заметнее. А поскольку всё-таки есть такая штука как совесть, эту бедность надо как-то объяснить. Отсюда и социал-дарвинизм. Совесть накормлена и может спать дальше.
Tags: Комментарии
Subscribe

  • Книга в культуре православного славянства

    Автор: Любовь Левшун Нынешний человек мало интересуется книгами; мы не устаём сетовать на то, что наши дети мало читают. Вместе с тем мало…

  • Что посеешь – то пожнёшь

    Автор Ольга Казанцева Братья и сестры! Оглянемся кругом: не наступило ли время жатвы и не придет ли скоро Хозяин собрать…

  • Волки в овечьих шкурах

    Автор: Ольга Казанцева Под этим Небом ничего случайного нет. Тем более, нет, и не может быть ничего случайного в словах "Слово было…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments