Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Categories:

«Идолы теорий» Ф. Бэкона в культурологии

Автор: Лалетин Дмитрий Александрович, Воронежский гос. пед. ун-т


Портрет философа Фрэнсиса Бэкона кисти Джона Вандербанка 

Джон Вандербанк, "Портрет Фрэнсиса Бэкона", 1731(?)



Анализ преобладающего большинства российских публикаций по культурологии позволяет заметить, что механизм «начал и аксиом наук, которые получили силу вследствие предания, веры и беззаботности, определений и разъяснений, которыми привыкли вооружать и охранять себя учёные люди», описанный Ф. Бэконом ещё в XVII веке, продолжает действовать и сегодня В частности, затруднения, действующие в современной российской культурологии при построения теории культуры, проистекают из действующей парадигматики.


Одно из таких начал или аксиом - представление культуры как феномена в ряду таких, которые имеют субстанцию. Правда, субстанцию культуры пришлось разделить соответственно предположению о субстанции мира в целом на материальную и духовную составляющие, но самого подхода, способа представления это не изменило: о материальной и духовной культурах говорят регулярно. И вполне естественным следствием принятия дуальной материально-духовной субстанциальности оказывается фактическое отождествление культуры с материальными и духовными артефактами - культурными объектами. Поэтому так привычны выражения «овладеть культурой», «усвоить культуру» и т.п. Знаменитое определение Э.Б. Тайлора заканчивается указанием, что все компоненты культуры человеком как членом общества «acquired» - приобретены, получены. Интерпретация культуры как «совокупности материальных и духовных ценностей», как и ценностный подход вообще, прямо выводит на необходимость этими ценностями овладевать и обладать. Об овладении культурой говорит педагогика, оно стало штампом в общественной и политической публицистике.



Фактически такое представление восходит ещё к началу философии, когда милетские мыслители пытались найти начальную субстанцию мира вообще. Можно полагать, что оно, во-первых, соответствует простейшей деятельности, начиная с удовлетворения витальных потребностей, а во-вторых, коррелирует с восприятием культуры как продукта деятельности, искусственного, созданного человеком окружения, - они всегда кому-то должны принадлежать. В контексте современных научных знаний об обществе представление о культуре как феномене, имеющем субстрат подобно природным объектам («состоящим из»), выглядит по меньшей мере наивно, однако оно не элиминировано и регулярно возникает в самых разных исследованиях - как правило, неосознанно, именно в качестве парадигмы. Так, в тезисах II Российского культурологического конгресса утверждается: «История дает исследователю богатый фактический материал по материальной и духовной культуре». Точно так же понятия материальной и духовной культуры постоянно используются в тезисах III Российского культурологического конгресса. В одной из недавних работ, казалось бы, вполне современной по инструментарию, находим: «...культура - сложное, многогранное, динамически развивающееся социальное явление, в котором воплощаются творческие способности человека, его духовный мир. Материальная и духовная культура (выделил я - Д.Л.) образуют непременное условие жизни человека и общества».

ЧИТАТЬ СТАТЬЮ ПОЛНОСТЬЮ>>>

Tags: Культура, Наука
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments