Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Неугодные меценаты

23.11.2011 в столичном Парке Искусств «Музеон» были демонтированы скульптуры, установленные по протекции благотворительного фонда «Меценаты России».

Деятельность фонда связана с присвоением общественных наград, которые фонд и учреждает и производит. Часть наград  присуждаются статусным людям, создающим фонду качественное портфолио, а часть – спонсорам. Уровень награды зависит от величины «спонсорского» взноса.

Вероятно, размещение бюста «благотворителя», то есть человека внёсшего «спонсорский взнос» в парке в центре Москвы, было одной из разновидностей наград, разработанных фондом. Фонд изготавливал скульптуры (бюсты), а далее дарил их «Музеону». Так в парке довольно быстро оформилась «Аллея меценатов».

Но сменилось московское начальство, и подул новый ветер.

«"Музеон" превратился в голливудскую аллею славы совершенно непонятных, сомнительных личностей, причем за установку бюстов брали немалые деньги, - прокомментировал происходящее  глава департамента культуры Москвы Сергей Капков. - Плюс ко всему, многие памятники люди заказывали себе еще при жизни, что уж совсем некорректно. Нам такая ярмарка тщеславия не нужна, мы этого не допустим.»

Памятник Максиму Горькому 
В. Мухина, И.Д. Шадр, Памятник Максиму Горькому, 1951. Отправлен в ссылку в "Музеон" с места постоянной дислокации у Белорусского вокзала на время реконструкции площади Тверской заставы. Фото Артёма Мочалова, 2009

До последнего времени «Музеон»  представлял собой некую зону слива избытков скульптурного творчества. В парк ссылали неугодные скульптуры советской эпохи. Там же находили место произведения авангарда в том случае, когда размещать их собственно на улицах города было уже совсем неприлично, а отказывать авторам не хотелось.  Аллея памятников тем, кто заплатил за своё увековечивание деньги, на этом фоне смотрелась весьма уместно. Деньги, правда, доставались не городу, а фонду… Но городу и не подобало занимать столь странным бизнесом.

Теперь же новый директор «Музеона» (Елена Тюняева) собирается переформатировать парк: "Это будет уютным, красивым парком искусством, куда приятно прийти погулять, поучаствовать в мероприятиях - будут концерты, творческие вечера. Сейчас на территории парка много интересных, но разрозненных скульптурных изображений, не связанных общей темой и какой бы то ни было логикой. Думаю, москвичи, которые придут после реэкспозиции, посмотрят другим взглядом на эти памятники".

Если парк действительно гармонизировать, аллея меценатов сразу же стала бы заметной, и её нелепость вызывала бы улыбку у каждого посетителя. Туристический имидж Москвы оказался бы с душком. И вот меценатов убрали.

Автор бюстов, отправленных в хранилище до выяснения их реальной культурной ценности и определения дальнейшей судьбы,  скульптор Петр Стронский назвал в качестве основной причины произошедшего желание новой администрации по-своему распорядиться землёй. Новый директор «Музеона» действительно собирается возводить кафе и всячески повышать денежную отдачу от используемой парком земли. Но так ли это плохо?

В любом случае можно засвидетельствовать, что  в культурную политику «Музеона» привносится вопрос стиля. И это радует.  Культурное пространство нуждается в организации, чтобы не превратиться в  визуальную какофонию. Если в Москве воцарится стиль, это будет существенным приобретением, если конечно, этот стиль не окажется  очередной инкарнацией постмодернизма.

А вдруг это локальное изгнание бизнеса из зоны культуры – некий знак культурного перелома? Может быть, наша власть начинает осознавать, что ценность денег не абсолютна? Надежды мало… Скорее всего меценаты пострадали от того, что платили не так и не тем… Но всё же, а вдруг? Тогда возрождение России всё же возможно.

Tags: Наблюдения, Социум
Subscribe

  • Ловушка системы

    ДВЕ СТРАННОСТИ Начнем с двух странностей. Странность первая. Испытание любой вакцины состоит, в частности, в том, что отслеживается…

  • Климатическая пауза

    12 ноября завершилась, проходящая в шотландском Глазго, климатическая конференция, в которой приняли участие чуть ли не все государства…

  • Дети-заложники

    Примеры идущей этической трансформации С началом «эпохи коронавируса» культура стала активно меняться. Многое, ранее…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments