Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Category:

Моральная кодификация

Автор М.В. Гуреев, к. филос. н., доцент
 
Общество - это, прежде всего, упорядоченное единство (или хотя бы активное стремление к такому единству), это система, эманации которой неизбежно затрагивают, помимо прочих, и сферу морали и нравственности. Мораль становится продуктом общественной деятельности людей лишь тогда, когда она проходит процесс кодификации; до этого момента моральные нормы, образцы и идеалы представляют собой всего-навсего спонтанные попытки человечества приобщиться к Высшей Истине.   


         Согласно доставшейся нам в наследство советской этической традиции, мораль - это «форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утвержде­ние самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни, выражающих идеал человечности, гуманистическую перспективу истории. Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни - в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях». Мораль является социальным институтом, который позволяет индивиду стать личностью, осознать истинно человеческое в человеке.


          Кодекс (лат. codex - книга) - это «общая совокупность правил, привычек, убеждений...». Следовательно, моральный кодекс - это систематизированная совокупность моральных норм, установлений, правил, привычек, убеждений и предписаний, принятых в определенной общественной среде и регулирующих ту или иную область деятельности . Рассматривая моральный кодекс как способ систематизации моральных норм, следует помнить о том, что «в отличие от инкорпорации при кодификации не ограничиваются внешней обработкой нормативного материала, его расположением в определенном порядке, но пересматривают заново все имеющиеся ... нормы, отменяют устаревшие, вырабатывают новые, восполняют пробелы ... и т. п.». Таким образом, в результате специфической кодификации устанавливаются те или иные моральные кодексы.


          Моральная кодификация (от лат. codex - книга + facio - делаю) есть способ усовершенствования моральных практик, который состоит в содержательной переработке и согласовании определенной, связанной общим предметом регулирования, группы моральных норм и объединении их в едином кодексе. Кодификация есть сведение в одно систематическое целое всей совокупности действующих моральных норм, введенных в употребление за какой-либо период времени; это - также «система структуризации и формализации знаний, перевод из неформальных, неявных знаний в знания явные. Цель системы кодификации - привести существующие знания в такую форму, которая позволит пользоваться этими знаниями, например, всем сотрудникам организации». Моральная кодификация может рассматриваться и в аспекте структуризации и формализации информации о мире вообще, и этот процесс обязательно осуществляется посредством кодирования, то есть использования определенных смысловых кодов.


          Исследуя феномен моральной кодификации, мы приходим к выводу о том, что существуют тесные отношения между основополагающими нормами социального взаимодействия и морально-символическим аспектом человеческой деятельности. Данные взаимоотношения вытекают из того факта, что, как полагал Шмуэль Ноах Эйзенштадт, они находят выражение в разнообразной символике, отражающей некоторые экзистенциальные проблемы человеческой жизни, а также противоречия и дилеммы, которые свойственны организованной социальной жизни. Такими основополагающими нормами могут, например, быть нормы принадлежности к различным коллективам или доступа к ресурсам и контроля над ними, а также символы коллективной идентичности.


          Эти символические ориентации, представляя потенциально общие закономерности или свойства человеческого мышления, не приводят непосредственно, в некоем акте эманации, к утверждению тех или иных основополагающих норм социального взаимодействия. Наиболее важные символические проблемы, по Ш. Эйзенштадту, можно разделить на два больших круга: один, включающий то, что может быть названо экзистенциальными проблемами космического бытия человека, и другой - связанный со специально символической оценкой (в которую входит и моральный компонент) требований социальной жизни.


Картина художника Вильгельма Котарбинского Сооружение крест 

Вильгельм Котарбинский, "Сооружение креста", ок. 1880



          Моральная кодификация представляет собой, по существу, определенную генерализацию символов, которая, с точки зрения Никласа Лумана, является источником всех возможностей усиления власти; генерализация символов также лежит в основе дифференциации кода и процесса.

ЧИТАТЬ СТАТЬЮ ПОЛНОСТЬЮ>>>

Tags: Символическая действительность, Социум
Subscribe

  • Ловушка системы

    ДВЕ СТРАННОСТИ Начнем с двух странностей. Странность первая. Испытание любой вакцины состоит, в частности, в том, что отслеживается…

  • Климатическая пауза

    12 ноября завершилась, проходящая в шотландском Глазго, климатическая конференция, в которой приняли участие чуть ли не все государства…

  • Дети-заложники

    Примеры идущей этической трансформации С началом «эпохи коронавируса» культура стала активно меняться. Многое, ранее…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments