Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Categories:

О Гадком утёнке и Ихтиандре в Сказке о царе Салтана

Это не пародия. Это реальный тест из курса литературы 4-го класса московской школы. По "Сказке о царе Салтане".

Кем приходится ткачиха молодой жене царя Салтана?
Варианты ответов: Матерью/сестрой/тётей/подругой


Какой титул был у Гвидона?
Князь/принц/царевич/королевич


Поневоле приходит мысль: а может быть, так закрепляются пушкинские строчки... Все помнят  зачин сказки: "Три девицы под окном пряли поздно вечерком". А тут тест спрашивает, что делали три девицы? Варианты ответов: ткали/пряли/шили/гадали. Ребёнок поневоле вспоминает пушкинскую строку...

Или вот ..."и нарёкся князь Гвидон" - чеканная строка, ни королевича, ни царевича не подставишь....

А вот тут авторы теста, видимо, проверяют внимательность или логическое мышление учеников:

Сколько сестёр-завистниц было у жены царя Салтана?
Варианты ответов: Две/Три/Четыре/Пять


Ответить на такой вопрос можно, даже не зная текста сказки. Ведь ранее уже было сказано, что девиц было 3.  Не сложная операция для 4-го класса -  вычесть из трёх одну. Или вот, также на проверку идиотизма:

Какое отчество у князя Гвидона?

И это после того, как в тесте было сказано, что у Салтана родился сын Гвидон. Или это закрепление способа производства отчеств в русском языке? Кстати, какое отношение этот вопрос имеет к сказке Пушкина? Гвидона Салтановичем, вроде, никто не именовал....

Что росло на острове Буяне до того, как там вырос город? (Вы чувствуете игру слов - росло-вырос - какое тонкое чувство языка у составителей теста!)
Варианты ответов: Один дуб, Три сосны, Две пальмы, Берёзовая роща

Каждым вопросом авторы спрашивают ученика - читал ли он сказку или не читал... Они не верят, что современные дети могут дочитать (или дослушать - сказку-то эту многие родители детям читают вслух ещё до школы) до конца. Или хотя бы до середины...

Но вот следующий вопрос:  Назовите дерево, из ветки которого Гвидон сделал лук.
Варианты ответов: Ива/Дуб/Клён/Берёза

Точно, логику проверяют. Ведь ответ подсказан в предыдущем вопросе. Только какое отношение это имеет к литературе?

Тест составлен с каким-то взрослым юмором. С издёвкой над этим тупицей-школьником. Посудите сами:

Какого роста  родился сын у царя Салтана?
Варианты ответов: В один дюйм/в один аршин/с ноготок/с пальчик/с коломенскую версту


О ком сказано:"Тот  уж когти распустил/Клёв кровавый навострил"?
Варианты ответов: О золотом петушке/О коршуне/О комаре/О Гадком утёнке


(Так и видишь авторов теста, которые говорят - а это мы проверяем, что усвоили дети по окружающему миру - есть ли клюв у комара или нет....)

Что выстроил для своей белки князь Гвидон?
Янтарную комнату/Хрустальный дом/Золотое дупло/Изумрудную пирамиду


Мимо какого острова лежал путь в царство Салтана?
Забияки/Буяна/Скандалиста/Хулигана


Кто вышел из моря вместе с 33-мя богатырями?
Ихтиандр/Черномор/Беломор/Жак-Ив Кусто


Сложно понять, зачем нужны эти вопросы, на которые можно ответить и не читая сказку, кроме как для того чтобы дать поупражняться в  юморе их автору. Хотя, предвижу, автор мог бы ответить: я проверяю знание символов современной культуры, устойчивых языковых выражений.... Оправдание безответственности всегда можно найти. Но не думайте, что на все вопросы так уж легко ответить. Вот, например:

Какое практическое применение нашел князь Гвидон золотой скорлупе от орехов?
Варианты ответов: Золотой запас княжества/Ювелирное искусство/Стоматология/Монеты

 
"Из скорлупок льют монету" - рассказывают купцы Салтану. Но это уже второе описание чуда, в пересказе, а при первом описании, которое и впечатывается в память, сказано просто: "князю прибыль, белке честь". Авторы теста  вгрызаются в детали: Куда укусил шмель сватью бабу Бабариху? Неужели это главное в сказке?

Ни в одном вопросе нет ни намёка на то, ради чего писал Пушкин свою сказку. Разве суть в том, что князь обращался в муху, комара, шмеля и не обращался в пчелу (это один из вопросов - определить, какое насекомое лишнее).

Ни слова о любви сына к отцу, заставлявшей его три раза летать через море. Ни слова о любви к матери. Просто ни слова о любви.

Персонажи Пушкина - живые. Они имеют характеры, они надеются, страдают, преодолевают трудности. Главное, что происходит в душе. Тестировщиков это не интересует. Они заняты фактурой. Тест показывает, как можно вынуть душу из любого, даже самого великого произведения.

И дело - не просто в тестовой системе. Тесты могут быть разными. Но хорошие тесты составить сложно, а такие - можно делать в поточном режиме.

Единственный выход в нынешней ситуации: родители должны организовать чтение лучших произведений литературы внутри семьи. И читать надо раньше, чем дети начнут проходить эти произведения в школе. Чтобы дети успели полюбить эти книги. Иначе шансов на любовь к литературе у них не останется.
Tags: Литература, Образование
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments