Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Парадигма в культуре

Автор: Д.А. Лалетин


Понятие парадигмы в современной европейской философии приобрело широкую популярность после того, как Т. Кун в 1962 г. ввёл его применительно к социальному институту «наука»: «Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений».[1]Понятие оказалось эвристичным настолько, что позволило эффективно объяснить некоторые существенные особенности развития науки в западном мире. Во втором издании своей нашумевшей книги Т. Кун уточнил предложенную концепцию, расширив введённое понятие до «дисциплинарной матрицы» [2] . В эту матрицу он внёс наряду с первоначальным феноменом собственно парадигмы ещё «символические обобщения», а также «метафизические части парадигм» — «убеждения в специфических моделях», включающих «эвристические варианты…», так что эти «метафизические части парадигм» «…снабжают научную группу предпочтительными и допустимыми аналогиями и метафорами…»[ 3] . Кроме того, в состав дисциплинарной матрицы вошли ценности, которые, как пишет Т. Кун, «оказываются принятыми среди различных сообществ более широко, чем символические обобщения или концептуальные модели» [4] . Парадигма, трактуемая в первоначальном смысле, при этом оказалась элементом дисциплинарной матрицы наряду с символическими обобщениями, метафизическими частями и ценностями, причём Т. Кун переименовал её в «образец»[5] .


картина художника раннего итальянского Возрождения Лука делла Роббиа 

Лука ди Симоне ди Марко делла Роббиа, "Платон и Аристотель, или Философия", 1437-1439

Впервые это понятие начали использовать античные философы. В текстах Платона парадигма понималась как образец, модель, прообраз по отношению к эйдосу и даже как доказательство [6] : «Так разъясни же мне относительно этой идеи — что именно она собой представляет, дабы, взирая на неё и пользуясь ею как образцом я называл бы...» [7] . А.А. Тахо-Годи в примечаниях к диалогам пишет, что образец (греч. παράδειγμα, paradeigma), парадигма — «один из характернейших терминов Платона..., та главная идея, глядя на которую можно конструировать другие идеи или вообще предметный мир» [8] .

В XVII веке тот же феномен обнаружил и описал Ф. Бэкон, исследуя социальный характер познания или, как сейчас определить точнее, познаниекак социальный процесс. Ф. Бэкон обозначил эту составляющую процесса познания  термином «идолы». Предлагая «учение о лучшем и более совершенном применении разума к исследованию вещей»[9], он писал, что дух человека «одержим» идолами, «которые бывают либо приобретёнными, либо врождёнными. Приобретённые вселились в умы людей либо из мнений и учений философов, либо из превратных законов доказательств. Врождённые же присущи природе самого разума…» [10] . Ф. Бэкон особо подчеркнул, что «наиболее… тягостны идолы площади, проникающие в человеческий разум в результате молчаливого договора между людьми об установлении значения слов и имён».[11] Эти идолы, пишет Ф. Бэкон, «происходят как бы в силу взаимной связности и сообщества людей… Плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум. Определения и разъяснения, которыми привыкли вооружать и охранять себя учёные люди, ...прямо насилуют разум, смешивают всё и ведут людей к пустым спорам и толкованиям»[12] . (Отметим, что наблюдение Ф. Бэкона о «пустых спорах и толкованиях» весьма близко к ситуации в современной российской культурологии.) Далее он уточняет свой концепт, указывая, что «идолы театра или теорий»[13] есть «общие философские учения… и многочисленные начала и аксиомы наук, которые получили силу вследствие предания, веры и беззаботности», причём «это зло… глубоко проникает в философию и в науки. В них то, что раз признано, заражает и подчиняет себе остальное, хотя бы последнее было значительно лучше и твёрже» [14] (выделил я – Д.Л.).


Т. Кун показал наличие и функции парадигмы в науке как социальном институте, усмотрев главные проявления как раз в прескриптивности, в том, что парадигма ограничивает возможности обновления научных принципов и подходов. В изложении Т. Куна это происходит так, как это было показано Ф. Бэконом.


Можно уверенно утверждать, что и у Платона, и у Ф. Бэкона, и у Т. Куна речь идёт об одном и том же феномене — некотором инвариантном социальном механизме, который обнаруживается в социуме[15] как неотъемлемая часть процессов познания и деятельности вообще и действует сходным образом на всех уровнях и во всех сферах социальной организации социума. Исследователи-гуманитарии, изучая социум, неоднократно обнаруживали этот инвариант, хотя называли по-разному. Различия объясняются тем, что он в каждом исследовании проявлялся на основе различных методологических предпосылок, в разных сферах существования социума, на разных его уровнях и горизонтах. Одной из первых, древнейших форм функционирования этого инвариантного механизма является миф [16] . Сегодня установлено, что «всё происходившее в мифическом времени приобретает значение парадигмы (от греч. παράδειγμα, пример», «образ»), рассматривается как прецедент, служащий образцом для воспроизведения уже в силу того, что данный прецедент имел место в «первоначальные времена» [17]. Тот же источник напоминает, что английский этнограф Б. Малиновский показывал чисто практические функции мифа в архаических обществах, где миф поддерживает традиции и непрерывность племенной культуры, «кодифицирует мысль, укрепляет мораль, предлагает определённые правила поведения и санкционирует обряды, рационализирует и оправдывает социальные установления»[18] , то есть выполняет, наряду с иными, и парадигмальные функции. Вяч.Вс. Иванов отметил, что «суть процедуры Леви-Строса заключается в установлении им парадигматической структуры мифа»[19] .

ЧИТАТЬ СТАТЬЮ ПОЛНОСТЬЮ>>>

Tags: Культура
Subscribe

  • Преображенная природа

    С 5 марта по 21 июня 2021 года в Русском музее (Корпус Бенуа) (Санкт-Петербург) будет проходить выставка «Преображенная природа».…

  • Богоискательство в русской живописи XIX века

    Автор: Лилия Ратнер ...Александр Иванов тоже отдал дань романтизму, что выразилось у него в стремлении к теме «вселенского масштаба».…

  • Первозданная Россия - 2021

    С 19 февраля по 4 апреля 2021 г. в западном крыле Новой Третьяковки (Москва) пройдёт VIII Общероссийский фестиваль природы «Первозданная…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment