Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Что будет с школой?


Государство, обслуживающее интересы крупного капитала, неизбежно стремится к снижению затрат на другие цели. Например, на образование масс. Образованный народ вообще сложнее поддаётся управлению. Иметь качественное массовое образование - роскошь, к тому же в идеологию наших властителей плохо укладывающаяся. Идеология эта гласит,  что всё решают деньги. Стало быть, кому нужно образование, тот должен заработать и оплатить его. С другой стороны зарабатывание денег - это бизнес, его надо стимулировать и поддерживать. Отсюда идея - открыть путь к легальным заработкам для бюджетных учреждений. В теории управления хорошим решением является то, что одновременно решает несколько задач. С этой точки зрения реформа финансирования бюджетных учреждений - хорошее решение: оно открывает и возможнось зарабатывать там, где раньше такой возможности не было, и включает фильтр отбора тех, у кого есть деньги. А у кого денег нет- те будут обеспечиваться за счёт государства по минимуму, без роскоши. В перспективе, глядишь, тут ещё и бюджетная экономия будет. Почему - в перспективе? Потому что сегодня урезать финансирование из бюджета нельзя, народ протестует...

Ниже привожу протестный материал. Его слабость - основан на слухах, а не фактах. Читателя пытаются запугать цифрой. С такими пугалками легко бороться. Тут сказано - образование будет стоить 5000 р. в месяц. А по факту, скажем, обойдётся всего в 2 тысячи - вот нам и скажут, ну чего вы пугались, всё не так страшно... А ведь - вопрос не в расценках. Вопрос в самом подходе.

Ещё ниже даю статью с комментариями официальных лиц, там и Фурсенко - естественно "за", и Миронов - "против". Есть над чем подумать.  Процесс идёт... И пока главный субъект власти в России крупный капитал - остановить его не получится. Они могут временно отступить, но вектор останется прежним... Вопрос - в субъектности власти....

1-й. материал: "Народ возмущается"

23 апреля Госдума в третьем чтении приняла законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». О нем давно и со страхом говорят работники системы образования, здравоохранения и других бюджетных организаций. 

 

Хотя формально этот закон всего лишь реорганизует финансирование и несколько меняет правовой статус бюджетных учреждений, его последствием вполне может стать фактическая отмена бесплатного среднего образования и здравоохранения – в том виде, в котором мы привыкли их воспринимать с советских лет. 

 

Суть предлагаемой и уже почти принятой реформы в том, что бюджетные учреждения становятся более самостоятельными экономически – но при этом лишаются гарантированного бюджетного финансирования в полном объеме. По традиционной схеме будут финансироваться лишь такие учреждения, как военные части, исправительная система, психиатрические больницы, лепрозории. 

 

А вот обыкновенным школам и больницам деньги дадут лишь по числу учеников (пациентов) и только в рамках гарантированного государством лимита образования (лечения). Вопрос о бесплатном лимите – а он, понятно, самый важный в этой ситуации – обсудят лишь в ноябре этого года, за месяц до начала реформы. 

 

Пока больше всего взволнованы родители школьников – они обсуждают слухи о том, что в бесплатный лимит могут войти лишь 2 часа русского языка в неделю, 2 часа математики, 3 часа физкультуры и 3 часа религии (ОПК, светская этика или уроки по другим конфессиям, в зависимости от школы). Такой эксперимент, по словам некоторых родителей, уже начался в Южном административном округе Москвы. 

 

Остальные предметы и дополнительные часы, как сообщают те же родители со ссылкой на директора одной из школ округа, будут платными: за полноценный язык родителям придется заплатить 1000 рублей в месяц, за остальные предметы – по 500. Таким образом, полноценное обучение среднего столичного школьника обойдется его родителям в 5–6 тысяч рублей в месяц. Сумма для московских родителей не запредельная, но для многих весьма ощутимая. 

 

В управлении образования ЮАО города Москвы «СП» официально не подтвердили наличие такого эксперимента. Однако при личной беседе с корреспондентом издания директор одной из столичных школ подтвердил, что подобные инициативы обсуждаются на совещаниях у чиновников системы образования столицы. «Указанный состав бесплатных предметов, конечно, слишком жесткий – к тому же речь, скорее всего, идет о начальной школе – но в принципе директоров школ уже готовят к тому, что очень скоро нам придется зарабатывать на детях, а бюджетное кормление заканчивается». 

 

Стоит отметить, что Конституция РФ и закон «О всеобщем среднем образовании» гарантируют гражданам России бесплатное общее образование – однако в этих документах не регламентирован его объем. Таким образом, урезание бесплатного образовательного минимума хотя бы и до объема церковно-приходской школы не потребует изменения ни в Конституции, ни в законе. 

 

Впрочем, даже если бы такие изменения и потребовались – внести их с нынешним составом Госдумы вполне возможно силами одной «Единой России». Как это, собственно, и произошло с принятым в пятницу законом о бюджетных организациях: фракция КПРФ и депутаты других фракций выступили против, но голосов правящей партии хватило и без убеждения оппозиционеров. 

 

Поразительно, но грядущая радикальная реформа образования, которая, если состоится, изменит – и не в лучшую сторону – жизнь миллионов россиян, остается практически незамеченной ни крупными федеральными СМИ, ни их аудиторией. Иначе говоря, о готовящемся переводе образования и здравоохранения на платную основу не знает большинство жителей России, а те, кто знает, уверены, что не могут ничего изменить. 

 

В такой ситуации трудно удержаться от параллелей и не вспомнить, когда среднее образование в России в последний раз было платным. Перевести старшую школу и ВУЗы на коммерческую основу постановил Совнарком в 1940 году – когда уже шла Вторая мировая война и надвигалась Великая Отечественная. 

 

Это постановление имеет смысл привести полностью: 

 

N-27 от 26 октября 1940 года 

 

Постановление N-638 

 

«Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий». 

 

Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признает необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся и в связи с этим постановляет: 

 

1.Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9, и 10 классах средних школ и высших учебных заведениях плату за обучение. 

 

2.Установить для учащихся 8-10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение: 

 

а) в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик – 200 рублей в год; 

 

б) во всех остальных городах, а также селах – 150 рублей в год. 

 

Примечание. Указанную плату за обучение в 8-10 классах средних школ распространить на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений. 

 

1.Установить следующие размеры платы за обучение в высших учебных заведениях СССР: 

 

а) в высших учебных заведениях, находящихся в городах Москве и Ленинграде и столицах союзных республик, – 400 рублей в год; 

 

б) в высших учебных заведениях, находящихся в других городах, – 300 рублей в год… 

 

Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР В. Молотов 

 

Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров СССР М. Холмов 

 

Москва, Кремль. 2 октября 1940г. N-1860. 

 

Этот странный для коммунистического государства возврат к коммерческому образованию объяснялся прагматическими соображениями: в СССР на тот момент было куда больше нужды в рабочих руках, чем в людях с высшим образованием. К тому же, военные учебные заведения оставались бесплатными – а значит, после школы-семилетки мальчишек стимулировали идти в летные, танковые и тому подобные училища. Надвигалась война, и правительство не могло этого не понимать. 

 

Было и еще одно, на сей раз не столь прагматичное, соображение. Введение платы за обучение – такой, какую могли легко позволить себе уже имеющиеся специалисты с высшим образованием, но не могли низы советского общества – было серьезным шагом к закреплению новой сословности в советском обществе. Сын инженера мог стать инженером, сын рабочего с большой долей вероятности оставался рабочим, сын колхозника – колхозником. Если, конечно, не шел в армию или партию, которые были единственными работающими социальными лифтами. 

 

Сталин почти построил такое общество – в нем, если говорить об образовании, было восстановлено даже раздельное обучение девочек и мальчиков. Но чуть-чуть не успел: скончался в 1953 году. Отменили платное и раздельное образование в 1954 году. То есть сразу после наметившегося поворота к «ленинским ценностям». 

 

Экстраполируя советскую историю на нынешнее положение дел, логично задать вопрос: что именно сейчас нужно властям, реформирующим систему образования? Страна готовится к войне (это можно предположить и по некоторым шагам военной реформы, например, по тотальному внедрению «паспортов призывника») или хочет новой сословности? 

 

Если первое – то это, как говорится, не дай Бог. А если второе – то ввести сословность нынешнему руководству России будет еще труднее, чем Сталину. У «отца народов» было под началом общество, еще хорошо помнившее прежнюю сословность и не имевшее, в массе своей, высшего образования. В современной же России процент выпускников вузов не в пример выше, а бессословное общество – стараниями товарищей Хрущева, Брежнева и других – все-таки было построено.


http://zavuch.info/component/content/article/35-2009-03-16-01-40-14/1211-456321.html


2-й материал: Официальные лица комментируют

Министерство образования и науки РФ выступило с официальным разъяснением по поводу введения платного образования в школах. Эти слухи чиновники называют спекуляцией и уверяют, что никаких платных предметов в школе не появится. Тем не менее спикер Совета Федерации Сергей Миронов заявил, что все равно фактически закон приведет к тому, что социальные услуги станут платными.

Информацию о переходе к платному школьному образованию Минобрнауки называет спекуляцией, не соответствующей действительности, и поясняет: "Суть законопроекта применительно к системе общего образования — предоставление большей самостоятельности школам, возможности более гибко распоряжаться имеющимися ресурсами. При этом законопроект не затрагивает вопросы реализации образовательных программ и контроля качества образования".

В рамках государственных образовательных стандартов предусмотрено финансирование за счет бюджета основной образовательной программы, включающей все обязательные школьные предметы, сообщает министерство. Это русский язык, литература, математика, физика, химия, биология, история, обществознание (включая экономику и право), искусство (музыка, ИЗО, МХК), технология (труд), физкультура, география, природоведение (окружающий мир), иностранный язык, родной (нерусский) язык и литература, информатика и ИКТ, основы безопасности жизнедеятельности.

В министерстве подчеркивают, что в 2010 году расходы бюджетов всех уровней на образование составят 1,76 трлн рублей, или 4,4% ВВП, что больше, чем по всем другим направлениям. "Министерство образования и науки Российской Федерации выступает и всегда выступало с позиции обеспечения каждого ребенка качественным бесплатным образованием в школе. Конституция России гарантирует всем гражданам страны бесплатное и доступное школьное образование", — резюмируют в ведомстве Андрея Фурсенко.

Накануне Совет Федерации поддержал законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Госдума приняла закон в целом 23 апреля. Суть его в том, что бюджетные учреждения в России будут разделены на собственно бюджетные и казенные. Первые получат право заниматься приносящей доходы деятельностью с поступлением доходов в их самостоятельное распоряжение. Казенные учреждения также смогут заниматься бизнесом, доходы будут поступать в государственные и местные бюджеты разных уровней. Кроме того, бюджетные учреждения с 1 января 2011 года переводятся со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания.

У общественности инициатива
вызвала панику. Учителя, врачи и родители школьников забеспокоились о том, что образование станет платным.

Закон действительно не раскрывает и не регламентирует порядок формирования задания, нормативы его расчета и объемы финансового обеспечения. Как подчеркивалось на заседании Совфеда, необходимая нормативная база начнет формироваться после принятия закона. Школа, больница, театр или дом культуры будут не вправе отказаться от выполнения задания, однако допускается скорректировать его с уменьшением объема субсидии. Таким образом, указывал на заседании представитель президента в Совете Федерации Александр Котенков, закон позволит, в частности, дать толчок развитию местного самоуправления в стране и региональные органы власти будут наделены гибким инструментом финансирования деятельности бюджетных учреждений.

В случае серьезного сокращения задания бюджетные учреждения могут столкнуться с необходимостью изыскания дополнительных средств обеспечения своей деятельности путем оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности, которая предусмотрена его учредительными документами, отмечалось в ходе обсуждения. Порядок определения платы за услуги, а также их перечень будут устанавливаться органом-учредителем.

"Положения законопроекта фактически были апробированы ранее в рамках комплексных проектов модернизации образования, реализованных в 2007–2009 годах в 31 субъекте РФ", – указывает Минобрнауки. Чиновники также уверены в том, что "усовершенствование механизмов финансирования и управления в школьном образовании привело к улучшению качества образования" за счет увеличения количества школьников, обучающихся в современных условиях, существенного роста доходов учителей и информационной открытости школ.

Спикер Совета Федерации Сергей Миронов в ходе обсуждения закона выступил против. "Давайте назовем вещи своими именами. Этот закон сделает платными многие социальные услуги, которые до сих пор, к счастью, пока еще остаются бесплатными", — заявил он. "У нас так и нет ответа на вопрос, что конкретно войдет в состав бесплатного для граждан госзадания и какова будет доля платных услуг", — пояснил Миронов.

Он также считает "принципиально неправильным" сводить функции бюджетных учреждений к оказанию услуг. Музеи, школы, театры, библиотеки — это ведь не просто оказание услуг, но и сохранение, а зачастую формирование новых культурных ценностей, считает сенатор. Он обращает внимание на то, что этим законом ликвидируется субсидиарная ответственность государства за свои бюджетные учреждения (она сохранится лишь для казенных). "Боюсь, что впереди нас ждет банкротство и закрытие сначала маленьких фельдшерских пунктов и маленьких школ, а дальше пойдет по нарастающей", — мрачно прогнозирует Сергей Миронов.


http://www.zaks.ru/new/archive/view/68678

Tags: Сценарии нашей жизни
Subscribe

  • Преображенная природа

    С 5 марта по 21 июня 2021 года в Русском музее (Корпус Бенуа) (Санкт-Петербург) будет проходить выставка «Преображенная природа».…

  • Богоискательство в русской живописи XIX века

    Автор: Лилия Ратнер ...Александр Иванов тоже отдал дань романтизму, что выразилось у него в стремлении к теме «вселенского масштаба».…

  • Первозданная Россия - 2021

    С 19 февраля по 4 апреля 2021 г. в западном крыле Новой Третьяковки (Москва) пройдёт VIII Общероссийский фестиваль природы «Первозданная…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments