Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Центральная натура

Автор: И.Р. Монахова


Уникальное это все-таки явление в истории русской культуры – Виссарион Белинский! Литературный критик, он по масштабу своей деятельности далеко превзошел скромные границы этого жанра. Судьбой и своим гениальным талантом он был поставлен в средоточие культурной жизни России своей эпохи. И.С.Тургенев назвал Белинского «центральной натурой», «одним из руководителей общественного сознания своего времени».


Портрет В.Г. Белинского работы АстафьеваВ эту эпоху литература имела для русского общества небывалое дотоле значение. Это был и путь к самосознанию, и поиск ответов на философские вопросы, и духовные устремления, и высокое искусство, основанное на художественной образности. Когда Белинский начал свою критическую деятельность, в первой половине 1830-х годов, это была пора расцвета пушкинского творчества, появлялись ранние произведения Гоголя. Словом, «золотой век» русской литературы только начинался, поэтому и у критики была великая роль. Дело не только в том, что Белинский был способен мгновенно давать меткие и прозорливые оценки тех или иных произведений и видеть в них такие глубокие пласты содержания, которые были недоступны другим. Хотя, конечно, это самая важная и привлекательная часть его работ. (Показательно замечание Л.Н.Толстого, который, читая Белинского, признался в своем дневнике в 1857 году: «Статья о Пушкине – чудо. Я только теперь понял Пушкина»). Он был и теоретиком литературы, объяснившим обществу, что такое художественная литература («изящная словесность»), созданная на образной основе, что такое истинная поэзия, в отличие от «риторики», как художественность связана с народностью литературы.


Искусство есть мышление в образах; народность – это выражение духа народа; если изображение жизни верно, то оно народно – эти азы, кажется, нам были знакомы всегда. Однако именно Белинский высказал русской публике эти основополагающие истины и потом боролся за настоящее искусство, противопоставляя «сотворенные», «рожденные» произведения «сделанным», «смастеренным», и за истинную народность литературы. Во многом это была борьба за новую, реалистическую эстетику, за «поэзию жизни действительной», самым ярким представителем которой был Гоголь и которая стала основой дальнейшего расцвета русской литературы. Таким образом, он создал в русском обществе основы понимания художественной литературы, и мы до сих пор во многом видим литературу глазами Белинского.

ЧИТАТЬ СТАТЬЮ ПОЛНОСТЬЮ>>>

Tags: Литература, События
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments